В понедельник газета «Ведомости» опубликовала статью, в которой рассказывается, кто оказался первым выгодоприобретателем принятия «закона Яровой». Оказывается, в «Ростехе» намерены создать центр хранения и обработки данных, пользуясь услугами которого коммерческие компании смогут выполнять положения нового акта.
Предложил создать единый центр хранения и обработки данных для исполнения «закона Яровой» Национальный центр информатизации, «дочка» «Ростеха». Об этом «Ведомостям» рассказали участники совещания в Минпромторге.
С середины 2018 года, согласно закону, все операторы связи и интернет-провайдеры должны хранить весь трафик клиентов до полугода, а сведения о самих фактах передачи информации — по три года. Точные сроки должно установить правительство.
По оценкам куратора рабочей группы «Связь и информационные технологии» экспертного совета при правительстве Ирины Левовой, операторам необходимо будет около 59 млн ТБ дискового пространства — только абоненты МТС, «ВымпелКома», «МегаФона» и Tele2 наговаривают в среднем около 9 млрд часов за полгода — это примерно миллион лет чистого времени.
Руководителей «большой четверки» в письме председателю Совета Федерации еще до одобрения этим органом закона указывали, что затраты телекоммуникационных компаний на создание системы хранения трафика составят 2,2 трлн рублей.
Бывшие на заседании в Минпромторге собеседники «Ведомостей» рассказали, что, по идее «Ростеха», появление единого оператора услуг хранения позволит снизить затраты участников рынка на инфраструктуру, систематизировать и предложить отечественные решения, а также поспособствует сохранению стоимости услуг связи для конечного потребителя, позволит не уйти с рынка многим маленьким провайдерам. Кроме того, по его словам, такой оператор мог бы стать единым центром взаимодействия с ФСБ — это, считается, сильно упростит жизнь как операторам сотовой связи, так и спецслужбам.
Сотрудник одного из операторов объяснил «Ведомостям», что хранение данных — лишь верхушка айсберга. Гораздо больше вопросов вызывает подготовка к хранению, которая предполагает доступ хранителя к биллингу и другим внутренним IT-системам компаний связи, то есть фактически централизованное управление всеми российскими сетями одним лицом, что является прямой угрозой конкуренции.
Представитель «МегаФона» Юлия Дорохина указывает, что закон не требует создания какого-либо нового оператора, а действующая система организации сети связи и взаимодействия операторов с уполномоченным органом и не позволяет им хранить такие данные ни у кого постороннего. Вопрос о том, где хранить данные, неактуален до тех пор, пока не решен вопрос, как их хранить в отсутствие российского оборудования, подчеркивает она.
Как бы то ни было, предложение «Ростеха» — первая реальная идея, сами операторы, насколько известно, пока дополнительные дата-центры строить не начали.