Правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке и даже некотором снижении цен на бензин, причем никаких бонусов за это нефтяные компании не получат, подчеркнул вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетический комплекс.
О том, что кабмин и нефтяные компании достигли соглашения о стабилизации ситуации на топливном рынке, журналистам поздно вечером 31 октября сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. «Решение найдено, и ситуация может начать успокаиваться. Она была расшатана искусственно», – приводит газета «Ведомости» словам Козака.
Ожидается, что соглашение будет заключено до 31 марта 2019 года. Договоренности включают в себя рост поставок топлива на внутренний рынок не менее чем на 3% к прошлому году, уточнил министр энергетики Александр Новак. При этом оптовые цены должны вернуться на уровень июня 2018 года, чтобы обеспечить рентабельность работы АЗС, то есть понизиться.
Эти шаги, по словам Козака, снимают необходимость вводить заградительную пошлину на нефтепродукты. В то же время вице-премьер подчеркнул, что никаких преимуществ нефтяники в обмен на заморозку цен не получат, передает информационное агентство РБК. Принятые решения означают фактическое снижение биржевых торгов топливом, пишет газета «Коммерсантъ».
О том, что было бы в смысле бензиновых цен и последствий, не вмешайся государство, а также о том, какие последствия может иметь само вмешательство и том, почему для нефтяников так существенны заградительные пошлины, с «Полит.ру» поговорил Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
«Цены на моторное топливо в России были отпущены еще в 1993 году – энергетика была, пожалуй, первой отраслью, где было либерализовано ценообразование. Таким образом, оно уже 25 лет является рыночным. Некоторые считают его квазирыночным, но оно явно увязано с мировыми ценами на нефть, которые, уже без сомнения, являются рыночными. Международные рынки нефти и нефтепродуктов – они из самых ликвидных товарных рынков.
А внутренние цены на топливо в России достаточно чувствительны к мировым ценам. Нельзя сказать, что зависимость между ними абсолютна, но она есть. Так что можно все-таки утверждать, что при всех ограничениях у нас существовало рыночное ценообразование на моторное топливо. В последнее же время происходит довольно-таки удручающий процесс, потому что общее направление государственной политики в экономике вообще и, в частности, в нефтяной отрасли, направлено на снижение рыночности.
Наблюдается существенный рост административных издержек, явное ограничение рыночных механизмов – «ручное управление» рынком топлива, тем рынком, который одним из немногих в России в течении 25 лет демонстрировал возможность рыночного или квазирыночного саморегулирования. Это точно не может радовать; думаю, что и правительство в целом относится негативно к складывающейся ситуации. Но здесь сталкиваются разные интересы, существующие в правительстве.
Очевидно, что ключевой его интерес сейчас – это повышение доходов бюджета любым путем. И тот налоговой маневр, который сейчас проводится в отрасли, ставит основной целью именно повышение бюджетных доходов. Остальные вопросы пока носят второстепенный характер. Учитывая общее состояние отрасли, тот факт, что в результате уже проведенным маневрам (например, в 2016 году) нефтепереработка и так работает с существенно меньшей маржой, чем ранее, так что многие уже оказались на грани рентабельности, новый маневр оказался для них очень болезненным.
Он сказался в первую очередь на переработке. Тут можно спекулировать на тему «кто виноват», но в любом случае очевидно, что основные потери от этих налоговых изменений в конечном итоге понесет потребитель. Нефтепереработка объективно очень ограничена в возможности взять на себя убытки. Так что рост цен на топливо носит объективный характер, и очевидно также, что процесс, который запущен с отменой экспортных пошлин, приведет к росту цен на внутренних рынках. Никаких механизмов, которые могли бы воспрепятствовать этому росту, на деле в реформу не было заложено.
Так что все меры, которые сейчас принимаются, носят в основном временный и, к сожалению, явно паллиативный характер, они не способны остановить долгосрочный рост. Можно договориться еще на полгода, на год, можно поставить под удар независимые АЗС, с которыми, по большому счету, никто не разговаривает и интересы которых некому лоббировать. В общем, если кратко формулировать итог, то он таков: общая политика, которая проводится в нефтяной отрасли, неизбежно приведет к росту цен; то, чем сейчас занимается правительство, – это попытки временно сдерживать рост цен. Чтобы, как этой весной было резкое повышение цен, так и следующей весной цены поднялись на новую ступеньку, и население постепенно привыкало к ним.
На мой взгляд, при этом далеко не полностью учитываются издержки, связанные с транспортировкой грузов, которые несет экономика. Но тут уже вопрос в приоритетах государственной политики. Приоритет сейчас – повышение доходов бюджета (и, в результате, постепенное перекладывание основного груза на конечного потребителя). Последствия тут очевидны.
Что же касается того, почему нефтяные компании согласились пойти на такие явно нерыночные уступки и почему их не устраивало введение заградительных пошлин, то для компаний всегда лучше пойти на некую временную и ограниченную уступку, чем дождаться введения ограничений, которые будут действовать на весь экспорт как нефтепродуктов, так и сырой нефти. Они объективно оценили ситуацию и поняли, что так издержки будут меньше», – сказал Алексей Белогорьев.