Низкий уровень семейной незанятости не свидетельствует о благополучии рынка труда в России. Такие выводы можно сделать из новой работы, опубликованной Национальным исследовательским университетом ВШЭ. На первый взгляд оптимистичная статистика, напротив, может служить индикатором слабости социальной защиты в стране, — пишет «Коммерсантъ». Невозможность жить на пособие может заставить россиян браться за любую работу, которую получается найти, вне зависимости от степени их удовлетворённости предложением.
Монография Анны Лукьяновой «Семейные паттерны (не)занятости: взаимодействие факторов демографии и рынка труда», вышла в конце прошлого года в и основана на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, собранных в период с 1994-го по 2016-й год. В центре внимания исследователя — эволюция семейных показателей в вопросах безработицы.
По современному состоянию каждый пятый из неработающих россиян трудоспособного возраста (меньше, чем 1%) проживает в домашних хозяйствах, где вообще нет занятых. Такие семьи составляют 8% от общего количества по стране. Чаще всего эти семьи меньше по составу, и в них больше пожилых людей, которые уже не могут работать. Дети, которых необходимо обеспечивать, в составе этих домохозяйств, напротив, встречаются значительно реже. Только 6% работающих россиян являются единственными кормильцами своей семьи.
Несмотря на то, что на данный момент уровень семейной незанятости в России ниже, чем в любой из стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития, этот показатель в целом растёт все годы, которые охватывает исследование.
Особенно отчетливо наши «успехи» проявились на фоне кризиса 2008–2009 гг. В отличие от большинства развитых стран в России в это время семейная незанятость выросла слабо, а потом очень быстро вернулась на докризисный уровень. Но эти достижения являются лишь обраной стороной недостатков нашего рынка труда и слабости системы социальной защиты. Маленькие пособия по безработице, не позволяют россиянам оставаться без работы длительное время. Кроме этого влияет в высокой степени распространённая неформальная и нерегулярная занятость.
Международный опыт показывает, что между индивидуальными и семейными показателями незанятости нет прямой зависимости, потому что отдельные незанятые граждане могут жить в семьях, где другие члены работают. Кроме экономической конъюнктуры и факторов рынка труда на семейные показатели важное влияние оказывают демографические сдвиги. Изменяется состав семей по возрасту и трудоспособности, изменяется и их размер, всё это тоже влияет на итоговый показатель.
За последние двадцать пять лет в России, сократились размеры домашних хозяйств, и выросло число семей с одним взрослым трудоспособного возраста. В этих случаях потеря работы одним членом семьи означает выпадение из занятости всего хозяйства. Еще один самостоятельный фактор, влияющий на общий уровень семейной незанятости — это неравенство в распределении неработающих между семьями, оно в России стабильно низкое. Этот эффект получается, из-за того, что в семьях из двух взрослых человек, как правило, оба работают. С избыточной незанятостью обычно сталкиваются бездетные пары, в которых один из супругов пенсионер, родители, живущие вместе со взрослыми детьми и одинокие люди.
Семейные пары, в которых оба супруга трудоспособны, и все виды семей с детьми до 16 лет, наоборот, оказываются вовлечены в занятость чаще, чем можно ожидать. Подобная ситуация «избыточной» занятости не всегда является добровольной: для родителей-одиночек с детьми она, скорее всего, компенсирует недостаточность социальной поддержки со стороны государства.
Редко кто из полностью неработающих семей заинтересован в активном поиске работы и возвращении на рынок труда. Для большинства из них источником доходов служат пенсии старших членов семьи. При этом за последние 10 лет распространились семьи, в которых работают пенсионеры, а члены трудоспособного возраста ничем не заняты. Этот факт даёт возможность по-новому взглянуть на последствия пенсионной реформы.
Напомним, что, несмотря на исторический минимум безработицы в прошлом году, на первом месте среди опасений россиян — потеря работы и снижение заработной платы. К таким результатам привёл осенний опрос РАНХиГС и Института Гайдара.