будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество уголовный кодекс
Июль 20, 2025
Страна
Зайцева Ольга

Запрет на конкретные действия

Запрет на конкретные действия
zyunuvvni_qwvhtstzm_kayveregrmmi_jlgezaau__oi_lkesdwldjvd_1
Процедура надевания электронного браслета на осужденного. Источник: Пресс-служба ГУФСИН России по Приморскому краю

В России вводится новая мера пресечения, отличная от лишения свободы — запрет на конкретные действия. Соответствующий законопроект одобрила 5 апреля в третьем, заключительном чтении Государственная Дума.

Благодаря этому закону суды смогут запрещать подозреваемым и обвиняемым выходить во время следствия в определенное время суток из дома, пользоваться интернетом, управлять автомобилем, звонить по телефону, поясняет информационное агентство РБК. Может вводиться запрет на приближение к каким-либо объектам, на общение с конкретными людьми.

Авторы законопроекта подчеркивали, что внесение таких поправок в Уголовно-процессуальный кодекс позволит сократить расходы государства на содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей и на выплаты в счет возмещения вреда, «связанного с нарушением прав личности при заключении под стражу».

 
Система электронного мониторинга подконтрольных лиц
Пресс-служба ГУФСИН России по Свердловской области

Следить за соблюдением запретов будет Федеральная служба исполнения наказаний. Как пишет газета «Коммерсантъ», делать это предполагается с помощью электронных браслетов и других подобных средств контроля. Причем запреты можно будет применять как в качестве отдельной меры, так и в дополнение к другим — к освобождению под залог или домашнему аресту, например.

Продолжительность действия запретов устанавливается судом, но если речь идет о расследовании преступлений средней тяжести и не тяжких, она не может превышать одного года. При тяжких преступлениях запреты могут действовать до двух лет, при особо тяжких — до трех лет, передает информационное агенство ТАСС.

Социологи высказывают различные мнения относительно того, готово ли российское общество к введению такого ограничения, однако юристы полагают, что его введение стало прогрессивным шагом.

В Мосгордуме уже прозвучали предложения использовать эту норму активно: по сведениям газеты «Коммерсантъ», применять ее предлагается в случаях вынесения решений по поводу побоев в семьях. Такое предложение озвучила на выездном заседании комиссии Мосгордумы по безопасности ее глава Инна Святенко.

 
Председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко
Любимов Андрей/АГН "Москва"

По мнению Святенко, для дебоширов следует заменить штрафы административным арестом, а для их жертв ввести охранные ордера. «Пусть голова болит у того, кто безобразничает, как он будет жить, чтобы не встречаться с близкими, не оказываться в пределах ста метрах и не звонить им», — приводит издание ее слова.

Депутат добавила, что Мосгордума подготовит на этот счет законопроект и обратится с ним в Госдуму.

По оценке Евгения Корчаго, входящего в Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, введение такой меры пресечения, как запрет на определенные действия, является полностью позитивным шагом. Отвечая на вопросы «Полит.ру», эксперт подчеркнул, что мера эта позволит как усилить защиту потерпевших, так и избежать слишком частого заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых.

По его словам, опыт ряда стран дает основания считать, что эта мера может эффективно способствовать профилактике правонарушений — и, в частности, действительно содействовать сокращению домашнего насилия.

«Введение новой меры пресечения в виде запрета на совершение определенных действий оценивается мною полностью положительно. Во-первых, данная мера пресечения позволит усилить защиту прав потерпевших от преступлений, так как в настоящее время не существует юридической возможности установить для обвиняемого в совершении преступления обязанности не подходить к потерпевшему, не приближаться к жилищу лиц, пострадавших от преступления либо их родственников и т.д. Во-вторых, появляется надежда на то, что суды, имея в своем арсенале такую эффективную меру, будут гораздо реже применять к гражданам такую меру пресечения как содержание под стражей.

 
Евгений Корчаго
youtube.com

Указанные правовые инструменты давно и успешно используются в ряде стран англо-саксонской системы права. Следовательно, есть надежда, что данная мера пресечения станет и у нас в судопроизводстве надежной мерой профилактики различных противоправных действий со стороны участников процесса, в том числе будет способствовать профилактике домашнего насилия», — объяснил Евгений Корчаго.

Сходным образом оценивает принятый документ и Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры». В то же время он отмечает, что существуют сложности в реализации новой нормы, связанные в том числе с вопросом, насколько быстрой будет реакция на нарушение назначенного запрета.

«Это благоприятные изменения, так как они могут привести к значительному сокращению числа лиц, находящихся под стражей. Однако вопрос в том, смогут ли эти изменения быть эффективно реализованы на практике.

Для того, чтобы запрет определенных действий заработал в полную силу, надо обеспечить систему исполнения наказаний необходимым числом электронных браслетов и других технических средств. Подобные запреты будут эффективнее, если будут сочетаться, например, с залогом. Однако в настоящее время эта мера применяется крайне редко.

 
В учреждении уголовно-исправительной системы
фсин.рф

Также стоит отметить, что важным является не сам факт установления запрета, а реакция правоохранительных органов на его нарушение. Это хорошо видно на примере США, где очень частое явление — выдача охранного ордера. Обычно речь о запрете на попытки любого контакта с человеком и приближении к нему на определенное расстояние.

Очень важно, чтобы реакция на нарушение была быстрая, а за ним следовала санкция, иначе эффект от таких изменений будет нулевым», — так прокомментировал для «Полит.ру» эту тему Владимир Старинский.

Зайцева Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).