Почти одновременно с Днем согласия и примирения v странным российским праздником, ставшим поводом к защите демократии v в мире отмечается День Поминовения v окончание забытой в России Первой Мировой войны. В Англии в этот день вспоминают и всех погибших в последующих войнах и конфликтах v единственным годом, когда никто в Англии не погиб от военных действий, оказался бурный 1968. Сам День Поминовения перенесли с 11 ноября на предыдущее воскресенье. В отличие от России, где понадобилось придумывать новую идеологию под имеющийся выходной, в Великобритании содержание есть, а дополнительный выходной как раз отсутствует (еще лесковский Левша упрекал неправославных англичан в том, что у них «кроме одного воскресенья никаких экстренных праздников нет»).
За прошедший год Англия поучаствовала в еще одной войне: в списках погибших появилось пятьдесят три новых имени, а в обществе произошел раскол. Казалось бы, в этих непростых обстоятельствах проведение каких-либо пышных государственных церемоний просто неуместно, однако и их можно сделать красивыми и достойными v стоит только вложить нормальное содержание. И если о красоте в ближайшее время мечтать все-таки не приходится (сомневающиеся в том, что газон надо стричь веками, могут пересмотреть, например, запись инаугурации Путина), то достоинство в какой-то мере зависит от нас.
Начиная с 1921 года празднование конца Великой войны связано с маками v это аллюзия на стихотворение Джона МакКрея о маковых полях в Северной Франции, где шли особенно кровопролитные бои. Задолго до Дня Поминовения на улицах появляются ветераны с искусственными маками (poppy), у которых можно, сделав небольшое пожертвование в фонд Британского легиона v благотворительной организации, занимающейся помощью бывшим военным и их семьям, - раздобыть такой мак и прикрепить к куртке (булавка, правда, очень неудобная, прилагается). Приобрести такой поппи можно и во многих магазинах, кафе, на почте v там установлены специальные кружки для пожертвований. Без поппи на улице чувствуешь себя голым, причем протеста против традиции не возникает, так как это v вопрос благотворительности, а не лояльности государству. Понятно, что телеведущий, политик или даже гость телепередачи без поппи появиться в эфире просто не может. Так что перед основной задачей праздника v не только почтить память погибших, но и пожертвовать в помощь уцелевшим v все оказываются равны (некоторые, правда равнее: на королеве было штук десять поппи, но это, надо думать, чтобы издалека было лучше видно).
Кульминацией Дня Поминовения является минута молчания, краткая поминальная служба у Сенотафа v памятника погибшим на Уайтхолле, рядом с правительственными зданиями v и парад ветеранов. При этом первое из этих событий v краткое и государственное, второе же v длинное и целиком посвященное ветеранам. Поминальная служба v мероприятие королевское, как и сами вооруженные силы. В самом центре v королева и другие члены королевской семьи, состоящие на военной службе: штатские родственники, которых тоже исправно снимают камеры, следят за происходящим с балкона.
Правительство, конечно, присутствует, но уж очень сбоку. И не только потому, что все комментаторы считают должным, показывая королеву, напомнить основные семейные новости, главным образом, недавнее рождение внучки, занявшей восьмое место в линии престолонаследия (с известия о том, что она должна родиться, начинались обзоры британской прессы на «Полит.ру»). Во-первых, там вообще присутствует не правительство, а политики. Тони Блэру, хотя он и возлагает венок из поппи следом за членами королевской семьи, - в отличие даже от Майкла Кентского - никто венок не приносит, приходится принести его самому и дожидаться своей очереди, долго переминаясь с ноги на ногу. Следом за ним венок в этом году возложил австралийский премьер v отступление от правил, а потом v новый глава оппозиции Майкл Ховард, руководитель либеральных демократов Чарьз Кеннеди, главы ирландских союзов и шотландский националистов.
То есть Тони Блэр вроде бы и на почетном месте, но месседж у всего этого другой v раз голосуют за разные партии, то их главы должны в этот день представлять у Сенотафа своих избирателей, и не важно, какие у них политические взгляды или личные отношения между собой. Правительство приходит и уходит, оппозиция с правительством меняется местами, а королевская семья остается с народом, как и была на протяжении всех этих войн. Комментарий ВВС вообще замечателен: не забыв, понятное дело, упомянуть, что Тони Блэр втягивает Великобританию в военные действия почти каждый год, они добавили, что Сенотаф для того и находится у здания правительства, чтобы политики, идя на работу, видели, как дорого обходится их неумение разрешать противоречия мирно. Вид у премьер-министра после всего этого был довольно побитый.
За политиками венки возлагают представители Содружества v всегда колоритное зрелище. Следует очень краткая служба. Ее возглавляет лондонский епископ, но представители всех основных религий Англии v католики, всевозможные протестанты, православные, мусульмане, иудеи и буддисты v тоже обязательно присутствуют у Сенотафа. Потом v «Боже, храни королеву» в краткой версии и на этом, собственно, официальная часть заканчивается. Хотя герцога Йоркского и оставляют принимать парад, на него никто особого внимания не обращает, а устраивают все сами ветераны. Открывают парад три ветерана Первой мировой войны, сражавшихся потом и во Второй мировой. Их везут на машине v почему-то с плюшевым мишкой, но вид у них абсолютно живой и сознательный. Всего ветеранов Первой мировой осталось в Англии двадцать семь человек. За ними v многочисленные участники Второй мировой.
Конечно, поражает, как они молодо выглядят - такое впечатление, что воевали они не с Германией, а с Ираком. Но еще больше удивляет, что идут они все, разделенные не по фронтам и дивизиям, а по ветеранским ассоциациям. Здесь v ветераны из района Челси в своих красивых красных мундирах, там ветераны v инвалиды на колясках. Ветераны нынешней иракской кампании уже тоже создали свою ассоциацию. Эти организации и за себя могут постоять, и память товарищей почтить, причем не казенным парадом, а своим собственным, да еще и признанным государством. Видимо, это и есть демократия. Хотя она имеет и другую сторону v например, день так и не взорвавшего Парламент Гая Фокса, отмечавшийся на прошлой неделе. Когда всю неделю стреляет пиротехника, и ребенок не может заснуть от очередных взрывов в соседнем дворе, как не вспомнить чинные военные салюты на Воробьевых горах.
Еще удивляет, что этот v самый военный - день проходит настолько невоенно. Марширующие ветераны почему-то не сменяются дивизией Дзержинского, а по сравнению с детскими воспоминаниями уж совсем не хватает боеголовок на грузовиках. И дело не столько в том, что здесь отмечают скорее память погибших, а у нас v скорее Победу. Такую Победу обязательно надо вспоминать. Я до сих пор каждое девятое мая с волнением жду кадров хроники, когда фашистские знамена кидают к Мавзолею (кто-то рассказывал, что это постановка, но что это меняет?). Просто за победу можно быть благодарным ветеранам, а можно v правительству, потрясающему очередной боеголовкой, или начинающему новую войну в Чечне или в Ираке.
Хуль v Лондон