Что же нам делать с этой милицией, где, судя по лавине тревожных сигналов, царит такой беспредел, что святых выносить уже поздно? «Широкие народные массы» всерьез подключились к обсуждению темы «как нам реорганизовать МВД». Дошло до того, что депутат-единоросс Андрей Макаров предложил милицию упразднить или, на худой конец, соптимизировать. Оговорился он, правда, что это его личное мнение и партия подтвердила, что ее коллективный разум ничего подобного пока не думал.
Вслед за депутатом Макаровым выступил сам министр МВД, который обращаясь к «племени младому, незнакомому» - т. е. к курсантам — рассказал им, что граждане имеют право на отпор, если сотрудник милиции себя ведет незаконно. Интерпретаторы перевели слова министра: Нургалиев разрешил бить своих.
Лично у меня оба выступления вызвали некоторую оторопь, сразу по нескольким пунктам. Про инициативу Макарова и ее возможные последствия для «града и мира» мы уже писали (см. Кремлевские очернители). Теперь же немного о личном хотелось бы поговорить. Я — человек не то чтобы совсем уж законопослушный, но стараюсь окурки кидать в урны и дорогу на зеленый сигнал переходить. И у меня лично никогда не было тайного желания дать милиционеру в морду. Не было и все тут, как бы меня не уговаривал министр. И прочим согражданам чаще всего, я тоже морды бить не желаю. Во-первых, могут дать сдачи, во-вторых, воспитание, все-таки, и даже какие-то гуманистические мотивы — все против рукоприкладства.
Зато я знаю людей, для которых драки с милицией - своего рода хобби. Например, футбольные фанаты, которые еще несколько лет назад азартно провоцировали ОМОН на матчах. Насколько известно, массовых посадок не случилось, но и драки прекратились, когда ОМОН убрали со стадионов и заменили отчасти наемными стюардами, отчасти внутренними войсками и обычными милиционерами. Мне не очень было жалко дюжих омоновцев, которые мутузили подростков, но, надо сказать, их на это провоцировали и довольно талантливо. И будто бы у Лимонова где-то было, что «главная заповедь революционера — отп..дить мента и сесть в тюрьму». Его поклонники из НБП активно внедряли заповедь в жизнь. Я не знаю, кому как, но с обывательской точки зрения, и лимоновцы, и футбольные хулиганы - классовые враги, поскольку угрожают обывательскому благополучию. И в этом смысле, я скорее на стороне милиции, как бы мне не нравилось избыточное применение немотивированной силы: на Маршах несогласных или в битве нижегородского ОМОНа с болельщиками московского «Спартака».
Во-вторых, я полагаю, что милиционеры "в массе", как и утверждают их начальники, вполне нормальные, адекватные люди. Мне лично встречались в основном такие. Да, с диковатым мировоззрением. Да, со странной моралью. Но вроде бы неспособные взять пистолет и пойти заниматься охотой на консьюмеров в ближайшем супермаркете. Жаловался один сержант мне, помнится, что вернувшись из армии на гражданку, никому он нужен не был и только в милицию и мог пойти. А там зарплаты нищенские (2002 год). И говорил, что приходится ему с товарищами «чурок трясти», а «они же тоже люди». Наверно, он нетипичный милиционер, но такую толерантность (тоже люди) еще надо поискать. На университетских кафедрах она легко сыщется, а на улице — вопрос.
Третье. Как человек безвредный и законопослушный я сталкивался с милицией в трех качествах - как свидетель (ничего не видевший), как понятой и однажды в качестве задержанного за распитие и нарушение общественного порядка в студенческие еще годы. Порядка 5 раз за тот же приблизительно проступок был порицаем и отпускаем. В тот раз, со мной обращались корректно, как и с моими товарищами, через три часа - как и положено — отпустили, составив протокол и пообещав прислать уведомление о штрафе. Ко мне штраф почему-то не дошел. Плюс — документы у меня проверяли раз 10 в общей сложности.
Поэтому я - как гражданин - скорее недоволен недостатком милиции в моей жизни. Когда хулиганы пытаются тебя отмудохать, очень хочется, чтобы рядом оказался какой-нибудь милиционер, уж какой есть, пусть окажется. А когда сосед дебоширит, очень хочется, чтобы к нему пришел участковый. Провел разъяснительную беседу, простите за канцеляризм.
Опять же, если квартиру ограбили, вы, вероятно, бежите местному авторитету жаловаться? Нет, вы милицию вызываете. Еще один личный момент: когда мне требуется узнать, как пройти по какому-либо адресу, обращения к рядовым гражданам зачастую оказываются малополезны. Ибо найти москвича на московских улицах непросто. Я, если есть возможность, к милиционерам обращаюсь. И если человек «на земле» работает, он мне обычно объясняет хотя бы приблизительное местонахождение. Без хамства, хотя и без особенного дружелюбия, надо признаться, но с пользой для дела.
Много разного нехорошего рассказано было в последнее время про милицию. Поэтому, когда с высоких трибун или в блогах говорят слова о "повышении качество работы", "уменьшении коррупции", "чистке рядов от евсюковщины" - то я, безусловно, за. Первый вопрос - не выйдет ли как с "модернизацией", "борьбой с правовым нигилизмом" или там с нацпроектом «Доступное жилье»? Когда министр требует за месяц отчитаться о победе над коррупцией в рядах, а после говорит, что это «не кампанейщина», складывается ощущение, что это «Доступное жилье».
Вопрос второй в том, как с водой ребенка не выплеснуть. Да, милиционеры бизнес «крышуют». Но разве они одни и кто-то всерьез предполагает, что те, кто на их место придет, перестанут это делать? Да, много "палочных" посадок и взяток за закрытие дела. А займись этим прокуратура или СКП, все прекратится? Да, милиционеры беспардонно щеголяют корочками. А работники прокуратуры, что ездят пьяными, разве не тем же занимаются?
И когда адвокат-депутат заявляет, что надо ликвидировать МВД, звучит это страшновато. Система внутренних органов дичайшим образом сбоит — это истинная правда. Поэтому предлагается ее уничтожить? И что вместо этого? Это благоприятно отразится на криминогенной обстановке? Пока не увижу — не поверю.
Что до передачи следствия из МВД куда-то, так это утопия, ибо бюрократически следаков-милиционеров просто пересадят (может даже и пересаживать не будут) под крыло, скажем, «второго следственного управления» Генпрокуратуры (СКП, Минюста, ФСБ и т.д.). Как это на практике будет работать, никто не знает, но кажется, что приблизительно так же. Других ментов-то для нас нет.