У нас в стране, кажется, появилось новое почетное звание. Наряду с «народным артистом» и «заслуженным сотрудником следственных органов» (второе — самое свежее, установлено президентским указом от 26 июня 2013 года) впору теперь вводить еще и звание «заслуженный жупел общественного мнения Российской Федерации». Жупел в прямом смысле — нечто пугающее и вызывающее отвращение. Или, как вариант, «заслуженный фрик Российской Федерации». Звание, конечно, не введут, а стоило бы. На него все-таки претендует не «театр» «Кривое зеркало» Евгения Петросяна, а уже с десяток, как минимум, людей государственных.
В декабре 2011 года толпа на Болотной площади требовала отставки главы Центризбиркома Владимира Чурова — отличное пугало было. В 2012 в поле зрения попали по той же примерно причине — успехи в подавлении инакомыслия — сразу глава Следственного комитета Александр Бастрыкин и с десяток депутатов Госдумы. Тут и Александр Сидякин, в одночасье ставший героем федеральных СМИ после закона о митингах, и подзабытая уже главная «женщина России» Екатерина Лахова, ставшая автором поправки к антимагнитскому закону, по которой теперь российских сирот морят в детдомах, только бы не отдать американцам. И конечно: звезда последнего времени, депутат Госдумы Елена Мизулина.
В активе Мизулиной защита нравственности и морали по всем фронтам: борьба с несуществующей гей-пропагандой, домостроевская концепция семейной политики, цензура в интернете. Много еще чего, вплоть до взбудоражевшего интернет-общественность заявления о нетрадиционности орального секса. Впрочем, депутат «нетрадиционность» минета позже дезавуировала, опровергнув факт такой позиции посредством «Твиттера». В декабре 2012 года ее даже наградили за активность: указом президент ей даровали Орден почета за «активную законотворческую деятельность».
И вот новый фейк от депутата: Сеть озадачило якобы сделанное Мизулиной заявление о запрете для нерожавших девушек на поступление в вузы. В блогах довольно известных людей появилась якобы цитата из Мизулиной следующего содержания: «Демография в России падает катастрофически, - заявила Мизулина. — Все больше и больше молодых и здоровых девушек предпочитают карьеру рождению ребенка. Традиционные семейные ценности пущены под откос. Если дело так пойдет и дальше, то мы обречены на вымирание. Государство не имеет права допустить этого». И далее «Учиться и заниматься наукой вообще не женское дело. Женское дело — рожать и воспитывать детей, а науку и образование оставьте мужчинам, - решительно заявила депутат. — Нам нужны православные здоровые девушки, а не бледные феминистки-заучки».
Мизулина вновь была вынуждена «новость» дезавуировать. «Все, что говорится об этом законопроекте — клевета», — сообщила пресс-секретарь парламентария «Полит.ру». «Никаких заявлений о "запрете получения высшего образования для нерожавших девушек" я не делала, законопроектов таких нет. очередная клевета», - написала депутат в своем микроблоге. А на заявление одного из пользователей, что, мол, в свете предыдущих высказываний Мизулиной «клевета» выглядит логичной, депутат безапелляционно ответила: «каких заявлений? все фантазии недобросовестных журналистов опровергались неоднократно».
Журналисты, разумеется, как календари — все врут. Однако же тут момент из серии, когда «ложки нашли, а осадок остался». И впрямь прав язвительный пользователь «Твиттера»: Елена Борисовна навносила за последнее время достаточное количество документов в различные инстанции, чтобы поверить даже в откровенную чушь, якобы прозвучавшую из ее уст.
«Семейные ценности», по версии Мизулиной, выглядят натуральным фундаментализмом: патриархальный строй в современную эпоху вряд ли возможен. Но так не кажется людям, использующим попросту безграмотную формулировку про «незыблемость» семейных ценностей. Будто эти ценности от века к веку не меняются.
В общем, тренд тревожный, ибо за такого рода ценности и впрямь выступает некоторое количество (причем немалое) народа. И вторжение в частную жизнь граждан со стороны законодателей — уже тенденция. Аргументация при этом приводится популистская, так что и поспорить всерьез с идиотскими инициативами толком не получается. В ответ прозвучит что-то вроде: «Вы против того, чтобы россияне жили в мире, благополучии, долго и счастливо?!» Не против, кто же может быть против. Только глупости, причем опасные глупости, тут к чему?
Потому интернет-паникеры и поверили в наброс о «запрете на высшее образование». По нынешним временам и не такое от депутата Госдумы можно себе вообразить. Региональный креатив еще краше: в одной области запретили продавать алкоголь на летних верандах в кафе. Борщ можно, а вот алкоголь — ни-ни, ибо не территория кафе это вовсе. А в другой местный активист требует запрета на браки после третьего развода. Предела нет, и как тут на фоне всего этого бреда не поверить, что девушкам не стоит поступать в вузы, пока не обзаведутся потомством?
Мизулина в данном случае, конечно, жертва, только не «недобросовестных журналистов», а своей собственной «отмороженной» репутации. Взялась за гуж, и пусть теперь не удивляется, если завтра в Сети появится сообщение о том, что она предложила законодательно обязать всех жениться и рожать не менее восьми детей к 2015 году, включая пенсионеров. Это интернет, детка, как гласит старинный сетевой мем.
Сама Елена Мизулина, к тому же, весьма уязвима с чисто политической точки зрения. Она все-таки не единоросс, а член полуразвалившейся «Справедливой России». Как удобно переключать внимание от одной партии в кризисе, но все еще официально «партии власти», на другую в полуразобранном состоянии, но без подобного статуса. И возлагать ответственность за законотворческое безумие хотя бы отчасти на ее членов. Удобная позиция.
И все-таки очень хочется, чтобы в России, наконец, ввели новое почетное звание. Красиво же звучит «заслуженный жупел Российской Федерации». Чтобы убрать негативные коннотации, можно поправить название. Скажем на «заслуженный законотворец Российской Федерации». Ничем не хуже «заслуженного сотрудника следственных органов», «заслуженного юриста» или там «заслуженного лесовода». Надо бы депутатам этим озаботиться — самое время.