Столичная медицина, похоже, переживает самую серьезную реформу за последние десятилетия — со времен появления частных денег в отрасли. Московское правительство приступило к объединению и ликвидации больниц, новые огромные больничные комплексы должны успешно самостоятельно себя финансировать в условиях страховой медицины.
Первая проблема, которая выявилась после начала реформы - проблемы с PR в изначальном смысле этого термина. Столичное правительство оказалось не готово самостоятельно рассказать про преобразования и разъяснить их смысл, из-за чего о сокращениях горожане узнали только после утечки соответствующих документов в Сеть.
Документ под названием «План-график реализации структурных преобразований сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы» был опубликован 15 октября на сайте «Российский медицинский сервер». Уже 16 октября источники РБК в столичном правительстве подтвердили подлинность бумаги.
Из документа следует, что сотрудники 28 медицинских учреждений, включая 15 больниц, будут уволены, помещения высвобождены, а оборудование передано другим учреждениям. Сокращения планируется провести в два этапа: вначале небольшие больницы будут присоединены к более крупным учреждениям, а затем уже будет оформлена ликвидация.
В плане реорганизации каждого учреждения сказано, что в итоге город отказывается «от оперативного управления комплексом зданий», в которых расположены больницы.
Естественно, что реорганизации начало сопротивляться врачебное сообщество: скорее всего не все доктора из упраздняемых больниц будут переведены в большие клиники, да и не факт, что на новом месте они получат ту же зарплату и тот же социальный статус. На 2 ноября уже даже назначен митинг тысячи врачей из реорганизуемых больниц на Триумфальной площади.
Из-за молчания чиновников обыватели уже составили список «истинных» причин проведения реформы. Самый очевидный вариант — освобождение земли, которую сейчас занимают больницы. После упразднения медучреждений на можно будет на этой территории построить что-то более доходное. Вторая причина — необходимость увеличения зарплаты медработникам, как того требуют инаугурационные указы президента 2012 года. При одном фонде оплаты труда сокращение числа работников автоматически приведет к росту зарплаты.
Первый после публикации «утекшего» документа комментарий дал 16 октября прессе вице-мэр по вопросам социального развития Леонид Печатников. Печатников признал, что в Сети оказался настоящий документ, который стал итогом исследований, проводимых полтора года. При этом общественность из комментария Печатникова вынесла, фактически, только одну фразу: «Мы не хотели это публиковать, потому что тихо плакали в наших кабинетах. Но раз уж это вылилось в публичное пространство, теперь будем плакать все вместе».
Более подробно о новом этапе реформы здравоохранения столичное правительство в лице вице-мэра Печатникова рассказало только через неделю после публикации в интернете плана оптимизации московских больниц. 21 октября чиновник дал пресс-конференцию в «Интерфаксе», 22 октября вышло интервью в «Новой газете», а 23 октября — в «Коммерсанте».
Главное, что пытался донести начальник всего социального блока московского правительства — философия реформы. С советских времен медицина оценивалась по достаточно странным статистическим показателям: таким как количество врачей или койко-мест на душу населения. Очевидно, что высокие цифры по этим показателям дают хороший результат только когда врачи работают на совесть и их главная цель — вылечить пациента. Но в жизни получается не всегда так.
Вдобавок ко всему известно, что постсоветские страны — чуть ли мировые лидеры по количеству койко-мест в больницах на душу населения, что, понятно, не слишком сказывается на продолжительности жизни или смертности от тех или иных заболеваний. Один из первых законов, который Александр Турчинов подписал в качестве исполняющего обязанности президента Украины, и вовсе запрещает в стране сокращать койко-места, депутаты посчитали, что только так можно будет гарантировать «обеспечение соблюдения конституционного права граждан на охрану здоровья».
По словам Леонида Печатникова, майские указы Путина и поправки в закон о медицинском страховании и страховании жизни, которые запретили регионам финансировать большинство больниц иначе, чем через систему ОМС, действительно сыграли свою роль, но столичное здравоохранение, уверен вице-мэр, в любом случае нуждалось в реорганизации.
По словам Печатникова, проведенное исследование показало, что в большинстве столичных больниц заработная плата приближается к необходимым показателям, но есть стационары, где зарплата врачей составила 13 — 22 тысячи рублей, а за год через одну койку проходило лишь девять пациентов.
Цель модернизации — создать в городе определенное количество больниц-гигантов, пока что предполагается, что их будет 35, в которых будет отремонтированы корпуса, сконцентрированы лучшие врачи и высокотехнологичное оборудование и т. д. Считается (и опыт европейских и азиатских стран это подтверждает) что больница должна работать в режиме конвейера, то есть обеспечивать максимально быстрое и точно обследование, а затем и лечение.
Сокращения числа койко-мест можно добиться не только повышением эффективности работы больниц, но и усилением поликлиник. Смысл укрупнения поликлиник, которое прошло в столице несколько лет назад, был в том, чтобы пациенту можно было поставить диагноз не в больнице, а непосредственно рядом с домом. В крупных поликлинических объединениях должны быть врачи всех основных направлений, новое оборудование, отделение дневного стационара и другие возможности для того, чтобы работать с пациентами, а не просто перенаправлять их в больницы для постановки диагноза.
Реорганизация столичных больниц должна повлиять на распределение врачей среди профессий. По словам Печатникова, в России сложилась традиция иметь огромное количество узкоспециализированных врачей, а за терапевтами оставлять функцию «диспетчера», то есть перенаправлять пациента к тому или иному специалисту. «У нас, извините, есть специалисты по правому уху, по левому уху, по правой пятке. В частности, сейчас у нас профицит урологов, гинекологов, дерматологов. Зато не хватает реаниматологов, анестезиологов, врачей лучевой диагностики и, главное, терапевтов», — сказал он «Коммерсанту».
Между тем в Европе именно участковые терапевты берут на себя основную нагрузку и ставят большую часть диагнозов. При этом в Москве сегодня в поликлиниках не хватает более пяти тысяч терапевтов и врачей общей практики.
В целом обоснования начатой Леонидом Печатниковым модернизации столичной медицины выглядят достаточно обоснованно — тем обиднее то, что столичное правительство начало реформы втихую, даже не рассказав о ней москвичам.