будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ регионы
Июль 6, 2025
Страна
Карпюк Илья

«Желтая» угроза

«Желтая» угроза
800-600_OGoY8Gl
Пенсионер в автобусе. Источник: АГН "Москва" / фото:Михаил Терещенко

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина во вторник опубликовал новый рейтинг социально-экономической и политической напряженности в регионах России. Авторами рейтинга являются эксперты КГИ Николай Петров, Александр Кынев и Алексей Титков.

В рейтинге регионы расставлены исходя из наличия условий, которые усиливают риски развития кризисных сценариев. Эксперты проанализировали различные параметры по трем направлениям — социально-экономическому, политическому и фактору гражданской активности. Если в каком-либо регионе совпадают все три фактора риска, то он причисляется к «красной группе», два фактора риска закрашивают регионы в желтый цвет.

В целом, если исходить из рейтинга, можно считать, что ситуация в стране улучшилась. Если во втором полугодии 2016 года в стране был один регион из «красной группы», Алтайский край, то в первом полугодии 2017 года их не осталось вовсе.

И в прошлом, и в новом рейтинге в «желтой зоне» находятся 13 регионов. Но если в прошлом году девять регионов были объявлены проблемными из-за наличия в том числе экономических рисков, то сейчас такой регион только один. В Коми эксперты обнаружили экономические и политические риски.

 
Спецоперация в Дагестане / YouTube.com

Зато сочетание протестной активности и политических проблем стало куда более частым. В конце 2016 года было всего четыре региона с таким набором, сейчас их двенадцать. Это Дагестан, Чувашия, Алтайский край, Кемеровская, Кировская, Курганская, Омская, Ростовская, Самарская, Тверская и Челябинская области, а также Москва.

«Основным обстоятельством, определившим изменение списка регионов повышенного риска в первом полугодии, стало снижение темпов экономического спада», — говорится в докладе. В документе отмечается замедление темпов сокращения товарооборота и стабилизация экономических показателей краткосрочного периода (динамика доходов бюджета, динамика производства). Именно за счет этого многие регионы вышли из желтой зоны риска.

Правда, индикаторы, которые отражают более длинную перспективу (задолженность бюджета, динамика инвестиций), остаются проблемными. «Разбалансированность бюджета с высоким уровнем задолженности характерны для примерно половины регионов России», — уверены авторы доклада.

Между тем наблюдается «ползучее ухудшение» политических институтов и уменьшение публичной конкуренции по итогам выборов. Политические институты в большинстве регионов получают стабильно низкие оценки. По оценке экспертов КГИ после выборов на региональном уровне уменьшилась представленность оппозиции в руководстве законодательных собраний, а на муниципальном уровне вступили в действие менее демократические схемы формирования местной власти.

 
Законодательное собрание Кировской области

Впрочем, в большинстве регионов низкое качество политических институтов незаметно в силу низкой конфликтности, что обычно связано с отсутствием значимых элитных групп, способных конкурировать с губернатором, и высокой административной устойчивости. Например, в Кузбассе негативные социально-экономические тенденции и низкое качество дизайна институтов публичной власти компенсировались высоким уровнем административно-бюрократической консолидации и личным авторитетом губернатора. И, наоборот, высокое качество институтов в Красноярском крае превращает их в «эффективный инструмент разрешения возможных кризисных и конфликтных ситуаций».

Лидеры по конфликтам элит по состоянию на 1 июня этого года в КГИ называют Москву, Санкт-Петербург, Дагестан, Якутию, Иркутскую, Свердловскую, Самарскую области.

В разделе о замене губернаторов (в этом году сменились 19 глав регионов, или почти каждый четвертый российский губернатор, восемь в феврале—марте и одиннадцать в сентябре—октябре) эксперты КГИ отмечают, что большинству смененных осенью губернаторов до окончания срока оставалось два-три года и у половины из них это был первый срок. Средний возраст ушедших был 57 лет, новичков — 48. Из 11 новых назначенцев восемь являются для регионов «варягами».

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).