Серия похищений детей бизнесменов — крайне тревожный символ времени. Проблема в том, что бизнесмены, уверившись в неспособности государства сделать окружающую реальность безопасной, защищают себя сами — охраной, заборами, эмиграцией. Это сильно портит имидж российского бизнеса у остального населения.
Счастливо закончился инцидент с похищением сына бизнесмена Евгения Касперского (его одноименная компания разрабатывает и продает одноименные антивирусные программы). Как пишет Life News со ссылкой на источник, близкий к следствию, основатель компании «Лаборатория Касперского» заплатил выкуп, однако сумма не называется. Ранее издание сообщало, что за Ивана бандиты требовали 3 миллиона евро. В ГУВД информацию не комментируют.
По данным «Коммерсанта», в правохранительные органы Касперский обращаться не стал, поскольку этого от него требовали похитители. Вместо этого он обратился к друзьям из ФСБ.
«Лаборатория Касперского» вчера попросила СМИ «воздержаться от распространения спекуляций и слухов о событиях, касающихся членов семьи Евгения Касперского». «Евгений Касперский работает в обычном режиме, но пояснил, что распространяемая информация наносит вред компании», - заявили в компании.
Появляются новости и о другой похищенной — дочери топ-менеджера «Лукойла» Виктории Теслюк. Сообщение об обнаружении тела дочери топ-менеджера компании «Лукойл» Виктории Теслюк появилось накануне на официальном сайте Следственного управления Следственного комитета по Архангельской области. Однако впоследствии Следственный комитет исправился и заявил, что никакого тела не найдено, а расследование продолжается.
В 2008 году был похищен сын топ-менеджера «Совфрахта» Раиса Нурмухаметова. Похитителям выплатили выкуп в 3 млн евро. В апреле 2009 года похитили сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского, 19-летнего Михаила, прямо возле Университета нефти и газа им. Губкина, где он учился. Его продержали два месяца, после чего отпустили. Похищение 17-летней дочери совладельца алкогольной компании «Лудинг» Артура Варжапетяна удалось предотвратить: милиционеры взяли преступников на «живца».
Нередко случаются и похищения самих бизнесменов: самое известное из них произошло в 2002 году с вице-президентом «Лукойла» Сергеем Кукурой. По сведениям СМИ, преступники требовали 3 млн долларов и 3 млн евро. Кукура был отпущен, по его утверждению, без выплаты выкупа.
По сравнению со взрослыми бизнесменами похищать детей организационно легче. Похищение Кукуры внешне напоминало спец-операцию. По версии «Лукойла», служебный автомобиль Кукуры был остановлен на железнодорожном переезде под предлогом проверки документов людьми в камуфляжных масках, вооруженными автоматами Калашникова. Они надели наручники на охранника и водителя и увезли пленника.
Охранники у детей бизнесменов имеются далеко не всегда. Отследить их передвижения тоже небольшая проблема — их можно вычислить еще и по активности молодых людей в социальных сетях.
Факты похищений детей с угрозами жизни и здоровью имеют крайне негативный социальный эффект. Не в силах добиться от государства не только установления определенных и неизменных условий ведения бизнеса, но и защиты жизни и здоровья бизнесмены (да и политики) стремятся защищаться сами. Через строительство огороженных домов и коттеджных поселков. Через наем корпоративных квази-армий. Через отправку своих детей на учебу в безопасные Европу и США. Да и сами бизнесмены в массе проводят свободное время где-то заграницей.
На это нередко пеняют представители правящей элиты (и им, в свою очередь, пеняют всяческие оппозиционеры), но вина здесь во многом, если не исключительно, лежит на государстве. Характерно, что в ряде случаев, помимо криминала, в похищениях участвуют и разнообразные «оборотни в погонах». Так, главарем банды, планировавшей похищение дочери Варжапетяна, был офицер МВД.
Демонстративное нежелание жить в небезопасной стране и стремление к внутренней (в случае с оградами и охраной) или внешней эмиграции не добавляет бизнесменам популярности у населения.
Впрочем, недавний конфликт между Генпрокуратурой и СКР, в ходе которого наезд пошел по «детской линии», был разрешен не в последнюю очередь потому, что использовать детей во взрослых разборках — неприлично, не по понятиям. Поэтому речь идет о явлении внесистемном, о криминальных беспредельщиках. Главное, чтобы у них похищения вышли из моды. В том числе для этого власти и нужна нормальная милицейская реформа, которая создаст эффективные правоохранительные органы.