будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин
Май 21, 2025
Страна
Карпюк Илья

Жить не по статусу

Жить не по статусу
ermitazh
Эрмитаж. Источник: Фото: Ольга Несмеянова

В ближайшие месяцы российские бюрократы, судя по всему, будут заняты крайне увлекательной межведомственной борьбой. Министерство финансов в рамках оптимизации бюджетного процесса предлагает отказаться от практики существования «привилегированных» отраслевых учреждений, например Большого театра и Эрмитажа, и передать их управление напрямую соответствующим министерствам. Сдаваться без боя никто не планирует.

Министерство финансов, по информации «Коммерсанта», задумало очередную реформу научных, культурных и образовательных учреждений под флагом бюджетной консолидации. По мнению подчиненных Антона Силуанова, правительство не должно быть учредителем университетов, музеев и театров, их нужно передать в ведение Минобрнауки, Минкульта и других профильных ведомств, они же, по мнению Минфина, должны формировать госзадания для этих структур. Более того, предполагается передать контроль за некоторыми учреждениями с федерального на региональный уровень.

Свои предложения Минфин уже сформулировал — он готов их реализовать в рамках бюджетного процесса на 2016-2018 гг, однако в заинтересованных ведомствах соответствующие бумаги еще не получали, а значит идея пока далека от реализации.

Минфин предлагает изменить способ финансирования и управления бюджетных учреждений, которые, согласно сложившейся традиции, имеют особый статус. Как правило, статус этот является аппаратным достижением еще 1990-х годов, нет какого-то единого правила, по которому учредителем одного театра является федеральное правительство, а другого — региональный департамент культуры. Каждый раз руководители бюджетных учреждений доказывали главам государства и правительства необходимость заботиться именно об их театре, музее, университете.

Так как Минфин предлагает подходить к проблеме с формальной точки зрения, за скобками остается аппаратный вес тех или иных учреждений. Например, передача Новосибирской области контроля над местным академическим театром оперы и балета может пройти и без особого шума — скандал с постановкой оперы «Тангейзер» вышел на федеральный уровень как раз из-за того, что учреждение подчиняется Министерству культуры. Другое дело — Эрмитаж, который лишь в 2011 году добился смены учредителя, и теперь его подчинение напрямую федеральному правительству является важным подтверждением статуса главного музея страны.

А Санкт-Петербургский государственный университет вообще считает своим учредителем Петра I, а не правительство Российской Федерации. Статус этого вуза, как и МГУ, прописан в специальном законе.

Под еще большим вопросом стоит перевод Российской академии наук в подчинение Министерству образования и науки. В Минфине считают, что это вполне логично — научное учреждение должно подчиняться научному министерству. Однако в самой Академии уверены, что для сохранения ее особого значения необходимо не только самоуправление, но и особый статус, фактически существование вне административной системы исполнительной власти.

Еще одна проблема Минфина — отраслевые вузы, которые сейчас подчиняются не Минобразования, а своим профильным министерствам. Медицинское образование находится в ведении Минздрава, Росавиация контролирует обучение пилотов и диспетчеров и т. д.

 
Сергей Бачевский

Причем в отличие от учреждений культуры, в отраслевых вузах идея передачи их Минобразованию уже обсуждалась. Ректор подведомственного Минкомсвязи Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича Сергей Бачевский рассказал изданию, что и в самом Минобрнауки не хотят отвечать за подготовку узкопрофильных специалистов. «Потеря связи вуза с отраслью негативно отразится на качестве подготовки кадров. Минобрнауки, в котором в основном работают специалисты по педагогике, придется управлять сотнями отраслевых вузов, чью потребность в кадрах и перспективы развития оно неспособно оценить», — рассказал он.

Необходимость реформы ставится под вопрос еще и потому, что, если исходить из предложений Минфина, она не сократит финансирование учреждений, а лишь упростит бюджетное планирование — безусловно благая цель, которая, однако, вряд ли сможет в глазах многих людей на местах оправдать средства ее достижения.

Вдобавок ко всему Минфин, по крайней мере формально, не претендует на статус главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) реформируемых учреждений, то есть наличие в бюджете отдельной строки, в которой прописывается их финансирование. Статус же ГРБС для Эрмитажа, Большого и Мариинского театров, МГУ и СПбГУ зависит не от их подчинения, он прописан в указе Бориса Ельцина от ноября 1992 года.

В то же время, различия в статусе, например, учреждений культуры настолько давно обозначаются бюрократическими методами, что одним росчерком пера лишить директоров театров и музеев возможности таким образом отстаивать свою значимость вряд ли удастся.

Еще до революции существовала Контора Императорских театров, которой подчинялись театры первой величины, находившиеся в ведении царского двора. Артисты императорских театров часто находились в центре политических интриг, все прочие театры, понятно, денег получали сильно меньше или вовсе принадлежали частным лицам.

В советские времена учреждения культуры ловко пользовались сложностью административно-территориального устройства страны. В одном городе могли находиться музеи союзного, республиканского и областного подчинения — с соответствующей разницей в статусе и в финансировании.

 

В 1990-е годы учреждения союзного и республиканского значения формально сравнялись в статусе, что и стало причиной начала аппаратной борьбы за право переподчинения вузов, музеев и театров федеральному правительству — только так можно было показать свою значимость в государственной бюрократической структуре.

Так что такая смешная причина, как упрощение бюджетного процесса и экономия денег, вряд ли будет убедительна. Не для того годами выбивался особый статус и организовывались встречи с первыми лицами страны, чтобы внезапно стать рядовым учреждением по желанию Минфина.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).