Министерство экологии Московской области проведет проверку, чтобы выяснить, является ли территория рядом с аэропортом Жуковский аномальной с точки зрения орнитологической обстановки. Об этом сообщил в ходе совместного рейда с представителями Росприроднадзора глава ведомства Дмитрий Куракина.
«Аэродром находится в достаточно неблагоприятной зоне с точки зрения экологической безопасности. Если в данном случае была аномальная орнитологическая ситуация, то наша задача — установить причины аномалии и понять, почему ситуация произошла, принять все меры по ликвидации проблемы и по недопущению возобновления ситуации в будущем», — приводит его слова телеканал 360.
Он также подтвердил, что в районе озера Глушица до 2017 года действовала несанкционированная свалка мусора, которая после перестала работать. Правда, в этом министр оказался не уверен.
«Я надеюсь, что с того момента на береговую территорию не попадали ТКО, и органика, то есть пищевые отходы, которые мы могли стать кормовой базой для птиц», — сказал министр.
Куракин уточнил, что за действующим пунктом перевалки мусора, который принадлежит «Экосервису», ведется контроль, и не так давно на объекте нашли нарушения, поэтому теперь чиновники и представители надзорных ведомств будут выяснять, «могут ли эти объекты быть дополнительным источником для создания аномальной орнитологической ситуации».
Напомним, ранее Росприроднадзор обнаружил в двух километрах от взлетно-посадочной полосы Жуковского свалку в водоохранной зоне озера Глушица и реки Москвы. Информацию о ней представители надзорного ведомства передавали и главе городского округа Жуковский, и в минэкологии Подмосковья, и в региональное управление МЧС России. Также виновника организации свалки попытались наказать в суде, однако пока безрезультатно.
«Департаментом Росприроднадзора произведен расчет ущерба, причиненного ООО "Вымпел К" почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в размере 25 200 000 руб. В добровольном порядке уплачен не был, дело находится на рассмотрение в суде», — сказано в сообщении на сайте ведомства.
Ситуация со свалками рядом с аэропортами для России отнюдь не уникальна. Так, в Свердловской области министерство энергетики и ЖКХ и другие ведомства рассматривают инвестпроект компании «Стандарт Рециклинг Групп» по строительству мусоросортировочного комплекса на 700 тысяч тонн отходов в год с полигоном в Сысертском районе. Если проект одобрят, он может навредить пролетающим в этом воздушном коридоре авиалайнерам.
«Предварительная оценка аэропорта указывает на то, что объект будет находиться в пределах устанавливаемой в настоящее время 6 подзоны приаэродромной территории аэропорта Екатеринбург (Кольцово), в пределах которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц», — цитирует представителей Росавиации УрБК.
Впрочем, из-за инцидента в Жуковском, весьма вероятно, что новый мусорный объект рядом с аэропортом Кольцово не появится.
«Никаких решений пока не принято. Я думаю, что приаэродромная территория поставит крест на этом объекте», – приводит слова замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егора Свалова «Накануне».
Но, как пишет РИА «Новый День», это не единственная проблема, связанная со свалками, птицами и угрозе, которую они несут гражданской авиации – в шести километрах от екатеринбургского аэропорта уже много лет действует полигон по приему бытовых отходов.
«Он нелегальный, но продолжает принимать мусор и сейчас, хотя еще в 2016 году после вмешательства транспортной прокуратуры руководство полигона было оштрафовано на 300 тысяч рублей, а суд потребовал ликвидировать свалку», — сообщает агентство, уточняя, что процесс ликвидации так и не начался.
В летно-исследовательском института имени М.М. Громова, которое занимается орнитологической безопасностью полетов в Жуковском, первоначально заявили, что перед полетом А-321 «Уральских авиалиний» провели «все предусмотренные правилами процедуры, включая осмотр взлетно-посадочной полосы на предмет отсутствия миграции птиц». Об этом пишет РИА Новости. Однако позднее выяснилось, что проблема с птицами все же существует.
«Буквально месяц назад ЛИИ имени Громова обращался в прокуратуру Жуковского с жалобой, что вокруг аэродрома увеличенное скопление птиц, мы знаем, что проводились проверки неоднократно», — сказал изданию «Регнум» первый заместитель гендиректора управляющей компании аэропорта «Рампорт аэро» Евгений Солодилин, добавив, что это было не первое обращение, и «реакция всегда на них была».
Руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов сообщил «Известиям», что для предотвращения инцидентов с птицами необходимо составить индивидуальный паспорт для каждого аэропорта. В нем должны быть учтены такие факторы риска как наличие рядом с воздушной гаванью рек, морей, характер флоры, урожайность семян, качественный и количественный состав птиц, а также антропогенные данные — частота взлетов-посадок, наличие рядом несанкционированных свалок, полигонов твердых коммунальных отходов и прочее. Рыжов добавил, что исходя из этих данных, для каждого аэропорта должна быть создана своя программа орнитологической безопасности. Он подчеркнул, что одним лишь устройством для акустического отпугивания или с помощью ловчих птиц решить проблему невозможно.
«Стаи увеличиваются, могут насчитывать несколько сотен особей. Такой толпе трудно прокормиться, поэтому они летают далеко от колонии. Ищут свалки, рыборазводные пруды, фильтрационные поля. Летят они не всегда прямо, часто их просто ветер сдувает, поэтому, скорее всего, они и оказались на территории аэропорта», — сказал изданию научный сотрудник биологического факультета МГУ Павел Квартальнов.
Напомним, в четверг жесткую посадку в кукурузном поле совершил А-321 авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнявший рейс из Жуковского в Симферополь. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин посадили самолет, у которого отказали оба двигателя из-за попадания в них чаек, в километре от взлетно-посадочной полосы спустя непродолжительное время после взлета. Благодаря профессиональным действиям экипажа, обошлось без жертв — никто из 234 пассажиров и членов команды не погиб, несколько десятков человек получили легкие травмы. Юсупов и Мурзин были представлены к награде — «Герой России», а бортпроводники отмечены орденами Мужества. По факту авианцидента возбуждено уголовное дело, которое расследует СКР, свою проверку ведет МАК.