В субботу 15 ноября в лектории МУЗЕЯ МОСКВЫ на Зубовском бульваре стартовал Фестиваль публичных лекций #ЗНАТЬ. В течение семи выходных можно будет услышать лекции представителей самых разных областей знания.
Организаторами цикла являются информационно-аналитический канал «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.
Первые две лекции прочитали специалист по фольклору и мифологии Сергей Неклюдов и эпидемиолог Василий Власов.
Какая бывает мифология
Мифология, как рассказал Сергей Неклюдов, размытое понятие. В обиходной речи мы называем мифом что-то несомненно вымышленное. Тогда как в академическое значение термина «мифология» вымышленность не входит. Напротив, мифология какой-либо культуры – это то, что носители данной культуры воспринимают как абсолютно достоверную информацию. Но эта информация основана не на логических доказательствах, а на вере и убеждениях.
Обычно мы знакомимся с мифологией, когда в детстве узнаем греческие мифы о Зевсе, Посейдоне, Персее, Геракле, других богах и героях. В этом современный человек повторяет путь развития науки, которая свое знакомство с мифами тоже начала на древнегреческом материале. Но тут следует помнить, что греческие мифы известны нам не из собственно мифологических источников, а из литературы, из произведений античных авторов, которые использовали сюжеты мифов. Мифология существует преимущественно в устной традиции, и с такой мифологией ученые познакомились, когда европейцы столкнулись с верованиями народов других частей света.
Мифология в устной традиции не представляет собой строго определенной системы, какую можно обнаружить в традиции книжной. Передаваемым устно сюжетам свойственна вариативность, а также диалектность – различия вариантов, существующих в разных, хотя и близких местах. Лишь позднее в культуре могут появиться мифографические тексты, фиксирующие определенные варианты мифологии. В античной культуре такими текстами стали, например, «Теогония» Гесиода или «Мифологическая библиотека» Аполлодора.
Для мифологий народов всего мира свойственно разделение на мифологии высшую и низшую, то есть, можно сказать, на «богов» и «духов». С богами человек не имеет прямого и постоянного контакта. Они действуют в отдаленном прошлом времени, в особом пространстве. С богами связаны мифические сюжеты, объясняющие устройство и возникновение мира, появление человека и разделение человечество на разные племена и народы. Последний тип сюжетов («этногонические») возникает позднее, в тот момент, когда носители традиции перестают считать людьми представителей только своего племени.
Персонажи низшей мифологии существуют рядом с человеком, и ему приходится с ними постоянно взаимодействовать. Если делать это правильно, можно получить от них помощь, а вот когда их разгневаешь неверными действиями, они могут быть опасными. Это различные локальные духи: лесов, гор, полей, водных источников. Также это духи-хозяева (очага, дома), духи умерших предков, духи болезней. Духов отличает локальность их «влияние», тогда как сфера возможностей богов в принципе – весь известный носителям традиции мир. Рассказывая об этом, Сергей Неклюдов привел пример из своей работы в Монголии, где экспедиции Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ в течение уже многих лет изучают местные мифо-ритуальные традиции. Однажды, находясь на перевале, исследователи поинтересовались, как зовут местного духа. Монголы отказались назвать имя, так как это могло бы разгневать этого опасного духа и навлечь беду. Даже после спуска с перевала они побоялись сообщить это имя. Опасения оставались, и когда перевал скрылся из виду. Возможным произнесение имени духа стало лишь тогда, когда они достигли границы сомона (района). Получается, что сфера действие мифического персонажа совпала в представлении современных носителей традиции с существующими административными границами.
Для мифологического повествования характерен этиологизм – предназначенность для ответа на вопрос о происхождении чего-либо: от солнца и луны до деталей облика различных существ. Например, целому ряду народов известен миф о происхождении полосок на спине бурундука. В нем медведь в награду за какую-то услугу гладит бурундука по спине или в наказание царапает его. В любом случае на спинке бурундука остаются полоски. При этом характерно, что миф не утверждает, что это был единственный бурундук на свете или что медведь погладил всех бурундуков. Но единичный факт, о котором говорит миф, объясняет черты всех бурундуков, которые водятся в местных лесах.
Также Сергей Неклюдов рассказал об особом статусе мифологии фольклорных текстов, например, сказок. Сказочные персонажи, такие как Баба-Яга, которые имеют явно мифическое происхождение, сами мифическими героями в строгом смысле не являются. Жанр сказки осознается носителями культуры как вымысел, что отличает сказку от мифа. В мифе Бабы-Яги никогда не было, но она собрала в себе черты разных мифических персонажей прошлого.
Ранее на сайте «Полит.ру» были опубликованы стенограммы лекции С. Ю. Неклюдова «Гуманитарное знание и народная традиция», радиопередачи на тему «Как работает народная традиция», его рассказ о судьбе книги «Загадки народов Востока», а также интервью с С. Ю. Неклюдовым. О некоторых результатах монгольских экспедиций Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ было рассказано в небольшом очерке.
Эпидемиология наших дней
Второй лекцией этого дня стал рассказ доктора медицинских наук Василия Викторовича Власова о современной эпидемиологии. В начале своего выступления Василий Власов напомнил слушателям о важном событии в истории человечества XX века – демографическом переходе, который с полным основанием можно назвать эпидемиологическим переходом. Речь идет о смене типа воспроизводства населения и соответствующем изменении структуры заболеваемости и смертности. Если раньше большинство людей умирало в молодом возрасте, а основной причиной смерти были инфекционные заболевания, то теперь они умирают в старшем возрасте преимущественно от хронических заболеваний.
В разных регионах мира этот переход совершался в разное время. Если в Западной Европе он произошел еще до Второй мировой войны, то в Китае – в 1980-х – 1990-х годах. Реально учитываться в политике здравоохранения этот эпидемиологический переход начал еще позже, только в XXI веке, когда, например, Всемирная организация здравоохранения объявила одним из приоритетных направлений профилактику хронических заболеваний.
Но все-таки исследователи обратили внимание на этот переход раньше. И в результате эпидемиология, которую еще недавно словари и учебники определяли как «область медицины, изучающую закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом обществе и разрабатывающая меры борьбы с ними», расширила свою сферу: возникла эпидемиология неинфекционных заболеваний. Теперь существуют, например, эпидемиологические исследования сердечно-сосудистых, онкологических болезней, даже ожирения.
Основным вопросом лекции Василия Власова: «Как эпидемиология добывает знания». Он рассказал слушателям о некоторых методах исследований. Среди них – когортный метод, в котором выбирается некоторая совокупность людей, которая делится на группы, отличающиеся по выбранным параметрам. Разделение делается или по медицинским показателям (например, наличие или отсутствие непереносимости глюкозы) или на основе опроса самих людей (например, те или иные особенности диеты). Далее спустя время исследователи смотрят, как часто у разных представителей выбранной группы проявляется интересующее заболевание. Таким образом можно обнаружить статистическую связь выбранных параметров с частотой болезни. Наиболее масштабный пример когортного исследования – Framingham Heart Study (Фремингемское исследование). Оно было начато в 1948 году в городе Фремингем штата Массачусетс и продолжается до сих пор, охватив уже три поколения. Это исследование направлено на выявления факторы, ведущих к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
В другом методе, который можно назвать экологическим, анализируются статистические данные о распространенности заболевания по странам или регионом, а затем факторы, влияющие на заболевания, ищутся среди различных условий в странах с высокой и низкой частотой болезни. Именно этот метод привел к шумной популярности некоторое время назад так называемую «средиземноморскую диету».
Наконец, наиболее точным оказываются исследования с контролем, в ходе которых из однородной выборки пациентов случайным образом отбираются группы, в одной из которых применяется исследуемый фактор (лекарство, другой терапевтический метод, особенность диеты и т.д.), а в другой группе – контрольной – он отсутствует. Именно испытания с контролем лежат в основе современной доказательной медицины. Наконец, сейчас появились так называемые систематические обзоры (systematic review), в которых обобщаются результаты нескольких предшествующих исследований. В них, чтобы оценить количественно общий эффект на основе нескольких работ разных авторов, используются специальные статистические методы, получившие название мета-анализ.
Следует обратить внимание на то, что результаты какого-то исследования могут быть не только уточнены, но и отменены последующим, более точным исследованием. Например, в какой-то момент были получены данные, что богатая жиром диета увеличивает риск рака молочных желез. Врачи стали рекомендовать женщинам есть меньше жирного. Однако более масштабные и, главное, контролируемые испытания, показали, что этой связи на самом деле нет.
Несколько сложнее история с холестерином. Когортные исследования, в том числе и Фремингемское, показали связь высокого уровня холестерина в крови и риском сердечно-сосудистых заболеваний. Этот факт стал широко известен, послужил основой для рекомендаций в питании, а также подхвачен пищевой промышленностью, которая начала активно рекламировать продукты с низким содержанием холестерина или вовсе без него (некоторые не совсем добросовестные производители стали помещать надпись «Не содержит холестерина» даже на бутылках с растительным маслом, где его не может быть в принципе). Но потом выяснилось, что дело обстоит сложнее. Высокий уровень холестерина в крови действительно создает угрозу сердечнососудистых заболеваний, но холестерин в пище на этот уровень не влияет. В кровь поступает холестерин, вырабатываемый в организме в ходе различных биохимических процессов. Так что низкохолестериновая диета неэффективна для профилактики инфаркта. Для этой цели приходится использовать статины – специальные препараты, снижающие выработку холестерина организмом.
Доказательной медицине ранее был посвящен ряд публикаций «Полит.ру»:
Что такое доказательная медицина?
Зачем нужна доказательная медицина врачу и больному? Стенограмма лекции Е. Я. Парнеса