Матвей Гусев — крестьянский сын из села Нахабина Павловской волости Звенигородского уезда Московской губернии. Окончил сельскую школу и работал в хозяйстве отца, пока не обзавёлся семьёй. Имел собственное большое крестьянское хозяйство и поставлял овёс и сено для постоялого двора. Был прихожанином Покровского храма в родном селе и состоял членом церковного совета.
В 1933 году 64-летний Матвей Гусев был арестован за невыполнение сельскохозяйственного задания, имущество его было конфисковано, а сам он приговорён к восьми годам заключения. Затем приговор как неправосудный был отменён, а Матвей Иванович после 15 дней заклю чения освобождён.
Опрошенные в июле 1937 года свидетели показали, что Матвей Гусев, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино храма, говорил, что если бы он был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а сейчас, хотя и хотят священник с церковной старостой что-то делать, да побаиваются. Свидетели также показали, будто он говорил, что советская власть никому не дает свободы, говорят о сталинской конституции, о свободе рели гии, а сами церковь хотят закрыть.
Повторно был арестован 7 сентября 1937 года и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. После ареста врач местной больницы, освидетельствовав состояние его здоровья, признал почти полную потерю зрения и старческую дряхлость. В ходе многократных допросов, вопреки давлению следователей, он не отрёкся от Христа и не признал своей мнимой вины. Членство в цер ковном совете послужило главным обвинением против него и доказательством его «преступности»; председатель и секретарь сельсовета написали о нем, что он «является ярым церковником и имеет связь с попами». 10 октября 1937 года тройкой НКВД приговорён к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Мученик Матфей скончался в Сиблаге 18 января 1938 года и был погребён в безвестной могиле.