будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Май 15, 2025
Бутовский полигон

Мученица Анна Зерцалова

Мученица Анна Зерцалова
zertsalova
Мученица Анна Зерцалова

Анна Зерцалова происходила из дворянского рода. «Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, — вспоминала она о детских годах, — быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного маловерия... Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного». В 16 лет Анна закончила гимназию, получив аттестат, который позволял занять ей место домашней учительницы. Она исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренне ее жизнь шла в русле чисто мирских занятий. Но такой образ жизни не удовлетворял ее.

Придя по совету подруги в храм равноапостольных Константина и Елены, Анна встретила там выдающегося пастыря о. Валентина Амфитеатрова, и тогда началось возрождение ее души. Она стала его духовной дочерью. Анне предстояло ехать в Ярославскую губернию, куда в качестве учительницы рекомендовала ее родственница. Там она попала в семью убежденных безбожников. Для молодой христианки жизнь в семье стала исповедничеством. «Сколько деликатных намеков и насмешек приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного настроения!» — писала она. Мать семейства не позволяла воспитывать ей детей, и после уроков Анна была совершенно свободна. Поэтому она устроила школу грамотности в деревне, собирала деревенских детей и занималась с ними. После ее отъезда начинание это не прекратилось, на основе ее школы возникло училище. Деятельность Анны Зерцаловой по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости, расположила в конце концов к ней ее работодателей. Ей стали готовить постную пищу, стали давать лошадей для поездки в храм. Через семь месяцев она по благословению о. Валентина покинула семью, вернулась в Москву и стала активной прихожанкой храма. О. Валентин помог найти ей учеников, и она с утра до вечера занималась с ними. Почти 20 лет она духовно окормлялась у о. Валентина. В 1908 г. о. Валентин скончался. Еще при жизни о. Валентина Анна Зерцалова собирала свидетельства его благодатной помощи, рассказы духовных детей. Посещая Архангельский собор, она записывала проповеди, произнесенные о. Валентином. В 1910 г., через два года после смерти о. Валентина, Анна издала первую книгу о нем — с жизнеописанием и чудесами, происшедшими по его молитвам. До революции она издала четыре книги об о. Валентине Амфитеатрове, каждую тиражом 1000 экземпляров.

Анна Зерцалова всю жизнь прожила в Москве, после смерти родителей давала частные уроки на дому. В 1916 г. она получила от благодетельницы матушки Евдокии 3000 руб. на дом и построила его вблизи Ваганьковского кладбища, чтобы жить недалеко от могилы своего духовного отца и записывать происходившие на могиле чудеса. Составилась новая книга, которую она напечатала после 1917 г. на машинке в количестве 20-25 экземпляров. Она активно размножалась многочисленными почитателями памяти выдающегося пастыря. К сожалению, книга не сохранилась.

О деятельности Анны Зерцаловой в 1920-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале: «Против кладбища живет некая Анна. Здесь можно купить фотографию „святого“, здесь продаются книги — „Истинный пастырь Христов“, „Светильник православия“, „Подвижник веры и благочестия“, Здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти „святого“ на его могиле бывают тысячи молящихся».

В 1932 г. дом у Анны отобрали и национализировали, а ее саму лишили избирательных прав. Во время «паспортизации» ей, как бывшей домовладелице и «лишенке», было отказано в выдаче паспорта и предписано выехать за стокилометровую зону.

По одним сведениям, Анна Зерцалова не выехала из Москвы, а продолжала жить, не имея паспорта, на нелегальном положении: у верующих друзей и единомышленников, которые во всем помогали ей. Вела строгий образ жизни, ходила всегда в темной одежде, по-прежнему учила детей Закону Божьему, чтению, музыке, письму. Деньги за уроки брать отказывалась, а когда ее уговаривали, то все раздавала бедным. Последние годы Анна Зерцалова жила у знакомой Елизаветы Орловой на Кудринской площади, занималась прославлением среди верующих протоиерея Валентина Амфитеатрова как подвижника благочестия. Записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нем, направляя людей на его могилу.

По другим сведениям, Анна Зерцалова выезжала за 101 километр и жила некоторое время в селе Боршово Серебрянопрудского района Московской области в семье Анны Будановой, сестры Елизаветы Орловой. Уже после этого Анна и Елизавета поселились на Кудринской площади. Они бедствовали: ни одна, ни другая не получали пенсии. Елизавета почти прекратила общение с родственниками — боялась за жизнь и свободу Анны. Они никому не открывали дверь просто так: задняя стена квартиры выходила на черную лестницу, нужно было предварительно постучать монеткой в эту стену, тогда открывали дверь.

Страх был небезосновательным. Утром 27 октября 1937 года Анна Зерцалова вышла из дома и пропала. Елизавета искала ее, но в этот день был сильный туман, а Анна уже плохо видела, и Елизавета решила, что она могла попасть под машину или подвергнуться разбойному нападению. Она так думала до конца жизни.

Но Анна Зерцалова была арестована. В справке на арест говорилось: «Она является активной участницей к/р церковно-монархической группировки. В к/р целях прославляет как „прозорливицу“ монашку Матрону Конюхову и как „святого“ умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих».

Следствие желало представить к осуждению целую «контрреволюционную церковно-монархическую группу». С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия — иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) Гаврина А. П., Емельянова И. А., Гончарова П. Ф. и др.

— Кто является автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, якобы происшедших по его молитвам?
— Автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, происшедших по его молитвам при жизни, а равно и после его смерти, являюсь я, Анна Ивановна Зерцалова. Первую книгу я выпустила примерно в 1910 году, то есть через два года после его смерти, отпечатав ее в типографии. До революции я издала четыре книги тиражом каждая книга по тысяче экземпляров. После революции я издала пятую книгу об исцелениях на могиле священника Валентина Амфитеатрова. Последняя книга уже издавалась не типографским способом, а была отпечатана на пишущей машинке в количестве 20–25 штук. Ввиду того что тираж последней книги был ограничен, а число желающих иметь таковую превышало его в несколько десятков раз, почитатели священника Валентина Амфитеатрова переписывали ее, и она распространялась в рукописях.
— Какую цель вы преследовали, издавая вышеупомянутые книги и распространяя его фотографии?
— Я являюсь почитательницей священника Валентина Амфитеатрова, поэтому преследовала цель как можно шире популяризировать последнего среди широких масс верующих.
— Назовите следствию лиц, которые способствовали вам в прославлении священника Валентина Амфитеатрова.
— После смерти священника Валентина Амфитеатрова я поставила своей задачей издать отдельной книгой его жизнеописание. Об этом узнали многочисленные его почитатели, и они помогли мне при составлении этой книги, рассказывая отдельные эпизоды из его жизни, а также о полученных ими исцелениях. Большинство из лиц, принимавших участие в выпуске этих книг, к настоящему времени умерло.
— Следствие требует от вас показаний в отношении лиц, которые размножали вам его фотографии и перепечатывали ваши рукописи на машинке в последнее время. Назовите их фамилии.
— Назвать фамилии лиц, которые помогали мне в размножении фотографий священника Валентина Амфитеатрова, а также перепечатывали последнюю, пятую, книгу, я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь.
— Следствие располагает данными, что вы среди окружающих прославляли священника Валентина Амфитеатрова как святого. Вы это подтверждаете?
— Не отрицаю, что я действительно священника Валентина Амфитеатрова среди верующих прославляла как старца, по молитвам которого ряд его почитателей получил исцеления как при его жизни, так и после его смерти. С этой целью я использовала выпущенные мною книги, его фотографии, а также рассказывала то, что мной не было записано в книгах. Что священник Валентин Амфитеатров — старец, считаю не только я, но считают и другие его почитатели. Нами после его смерти ведутся записи, которые свидетельствуют о его необыкновенных свойствах; они выражаются в том, что люди получают исцеления, о которых свидетельствую я и другие.
— Следовательно, вы священника Валентина Амфитеатрова подготовляли к канонизации как святого?
— Да, я, Зерцалова Анна Ивановна, и группа почитателей священника Валентина Амфитеатрова вели подготовительную работу на предмет его канонизации. Но поскольку невозможно в условиях советской власти канонизировать его как святого и открыть мощи, то мы рассчитывали на падение советской власти, после чего при любой другой власти это сделать вполне возможно.
— С какого момента в ваших книгах записаны случаи исцелений по молитвам священника Амфитеатрова?
— В моих книгах записи о происшедших исцелениях по молитвам священника Валентина Амфитеатрова ведутся как о совершившихся при его жизни, так и после его смерти, примерно до 1927 года.
— Ваше отношение к советской власти?
— К советской власти я отношусь безразлично. Но я не согласна с советской властью в вопросах, касающихся религии. А именно: советская власть, как я считаю, проводит гонения на Церковь и верующих, закрывает без согласия верующих церкви, высылает безвинно духовенство. Все это вызывает недовольство не только у меня, но и у большинства верующих. В силу этого большинство верующих не любит советскую власть. Кроме того, советская власть совершенно безвинных людей лишает крова, как, в частности, меня, что также порождает недовольство со стороны несправедливо обиженных ею.
— Кому из своих знакомых вы излагали свои взгляды на советскую власть?
— Излагать свои взгляды о советской власти мне нет необходимости; об ее отношении к нам, верующим, им очевидно, и они полностью разделяют мои взгляды.
— Вы возводите клевету на советскую власть и граждан СССР, заявляя, что они враждебно настроены к советской власти. Вы это подтверждаете?
— Нет, я это клеветой не считаю. Я сама вижу, как советская власть разрушает наши храмы, высылает наше духовенство и уничтожает церковные книги; в школах запрещено преподавание слова Божьего; все это свидетельствует о гонении со стороны советской власти на религию. Это видят другие верующие, и это вызывает у них недовольство.
— Следствие располагает данными, что вы среди своих единомышленников распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что советская власть есть власть антихриста.
— Это я отрицаю.

Осуждена тройкой при УНКВД по Московской области 23 ноября 1937 г. Обвинена в том, что она «является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Амфитеатрова Валентина, на которую организовывала паломничества верующих, и инсценировала „чудеса“. Среди почитателей попа Валентина распространяла фотокарточки с его изображением». Приговорена к расстрелу.

Анна Зерцалова расстреляна и похоронена на полигоне в Бутово.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).