будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 18, 2024
Бутовский полигон

Подмосковные истории

Подмосковные истории
БП для ютуб Итог2лекция

Продолжая цикл бесед на Бутовском полигоне, Иван Давыдов рассказывает о церкви в подмосковном городе Клин и об особенных людях, которые служили в этой церкви.

На этот раз я отступлю от правил (и сразу скажу – дальше такое будет случаться). Мы, конечно, на Бутовском полигоне, и мы про Бутовский полигон. Ну полигон – не просто место, это символ, пространство, которое заставляет, вынуждает думать про страшный русский ХХ век, про опыт, который мы побоялись до конца понять, прочувствовать, перепрожить, что ли, за что, возможно, теперь расплачиваемся.

И я расскажу вам сегодня истории двух людей, которые, во-первых, не здесь погибли. Историю двух людей и одного города.


Есть такой город в Подмосковье – Клин, на Ленинградском шоссе, почти на границе с Тверской областью, старинный, но неприметный. Если вы про него слышали – то, скорее всего, в связи с Петром Ильичом Чайковским. Некоторые даже думают почему-то, будто Чайковский родился в Клину, и это, конечно, неправда, родился он в поселке Воткинск Вятской губернии, однако в Клину жил, работал, там есть дом-музей, дом-музей считается главной достопримечательностью города, и по праву, наверное. Там даже фестивали проходят, на которые раньше приезжали мировые знаменитости. А теперь не приезжают. Почему-то. Наверное, что-то случилось.

Я просто тоже жил в Клину подростком, хорошо его знаю и вот что хочу рассказать. Чайковский, конечно, велик и славен, но есть там еще одна достопримечательность, про которую туристы знают хуже (допустим, туда для чего-нибудь заносит каких-нибудь туристов).

В 1569 году великий государь Иван Грозный, любимый нашими нынешними начальниками, собиратель земель и победитель крамолы, пошел со своим опричным войском походом на древний русский город Новгород. И много народу там перебил, как известно. Но и городам, через которые он проходил, тоже доставалось. И Клину досталось. Здесь государь перебил несколько сот человек, почти половину населения города. Просто так, чтобы знали, как тяжела царская длань.

И есть предание – его достоверность под вопросом, но зато оно красивое, - что в память об убитых царем жителях уцелевшие построили церковь Успения богородицы. Каменную, на месте деревянной, которую сожгли богомольные царские опричники. Такой получился памятник над братской могилой людей, пережеванных государством. Свой Бутовский полигон.

Правда ли это – неизвестно, но церковь и сейчас стоит, приземистая, скромная, но изящная по-своему. И достоверно известно, что строить ее закончили в 1572 году. Это самое старое здание в Клину.

А после революции служил там священник Алексий Никонов. Сын землемера, отслужил в армии, окончил Духовную академию. Потом работал учителем в Рязанской губернии. В Первую мировую его призвали и он честно воевал. Вернулся, снова учительствовал, потом понял, что его призвание – священническое. В 1922-м, в очень непростом для церкви году был рукоположен. Первый раз был арестован в 1924-м, за то, что устроил в Успенской церкви собрание верующих, на котором говорил крамольные речи о гонениях, которым подвергается церковь при большевиках.

Сидел в Бутырке, был выслан в Нарымский край, потом вернулся, снова стал служить в одном из храмов, уже в Зарайском районе. В 1930-м его арестовали по доносу местного активиста – тот возмущался, что священник иногда произносит по три проповеди в день и пытается отвратить молодежь от советской власти. Священник Никонов на допросах вину свою не признал, настаивал на том, что выступал в защиту веры, но о советской власти вообще ничего не говорил. Случилась странная вещь – прокурор решил, что следователям ОГПУ не удалось собрать достаточно доказательств для привлечения священника по статье 58 пункт 10 – контрреволюционная агитация – и его отпустили.

В 1936-м арестовали снова. На этот раз его преступление было по-настоящему страшным – Никонов написал собственные дополнения к проекту сталинской конституции. Предлагал разрешить не только антирелигиозную, но и религиозную пропаганду. Требовал настоящей свободы совести.

Пять лет лагерей, Севжелдорлаг. Там и сгинул. Лежит в мерзлой земле республики Коми, недалеко от поселка Кылтово. Теперь он святой.

Такой вот был простой, но твердый в вере человек. А после Никонова священником в Успенском храме оказался человек совсем другого склада. И совсем удивительной судьбы. Николай Александрович Бруни, сын знаменитого архитектора. В Тенишевском училище сидел за одной партой с Мандельштамом. После училища окончил консерваторию, выступал как пианист. Дружил с поэтами, сам писал стихи, а еще – играл в первой футбольной команде Петербурга.

В 1914-м ушел добровольцем на фронт, сначала работал санитаром, потом его отправили изучать летное дело, и он стал военным летчиком и даже получил Георгиевский крест за участие в боях. В одном из боев его сбили, он раненый с трудом добрался до своих и пока шел – дал обет, что станет священником, если выживет.

Может быть, вам доводилось читать «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Там упоминается некий русский летчик, который вдохновил главного героя, Маресьева, на его подвиг. Так вот, это Бруни и есть.

Дальше были разные перипетии гражданской войны, он даже в Красной армии успел послужить (тоже летчиком), но в 1919-м вспомнил про обет и стал священником. Служил сначала под Харьковом, потом в Москве. С церковным начальством, кстати, отношения плохо у него складывались. После смерти Блока он отслужил по нему панихиду, и службу начал с чтения стихотворения – «Девочка пела в церковном хоре»… После чего вынужден был службу оставить, работал печником, работал столяром… Но вернулся в церковь и как раз после Никонова получил назначение в клинскую Успенскую церковь.

В 1928-м его оттуда убрали – опять поссорился с патриархией, считал, что иерархи живут в непозволительной роскоши. Работал в научных авиационных институтах – сначала переводчиком, потом конструктором. После убийства Кирова сказал в компании друзей: «Теперь они свой страх запьют нашей кровью». Кстати, угадал. Но кто-то донес. Обвинение в шпионаже в пользу Франции (обоснование – контакты с иностранцами во время работы переводчиком), пять лет лагерей. В 1937-м – пересмотр приговора и расстрел. 1938-й, расстрельный лагерь под Архангельском на реке Ухтарке.

Чудом уцелевший очевидец рассказывал членам семьи Бруни, как он умер: чекисты поставили приговоренных на колени, но он встал, всех призвал встать и запел молитву. Это, впрочем, может, и легенда, да и не важно.

Люди, как видите, разные совсем. Никонов – уверенный в своей правоте, несгибаемый исповедник. Бруни – мятущийся, ищущий, беспокойный. Обоих убили. И оба были достойными людьми.

Объединяет их только особенная церковь в подмосковном городе. Церковь, построенная в память о тех, кого царь убил просто так. Острастки ради. Чтобы знали, как сказал много позже Андрей Платонов, где живут и что за это бывает.

Кстати, об исторических рифмах. Здесь, где теперь Бутовский полигон, было когда-то село Дрожжино, а владел им боярин Дрожжин. Боярина в его собственном доме убили царские опричники. Место, в общем, с традициями.

И еще о рифмах. Здесь вот в 1938-м убили нескольких знаменитых русских авиаторов. Про них тоже как-нибудь расскажу.

Да, и о церкви, совсем напоследок. Ее вообще-то хотели снести, целая комиссия подготовила справку о том, что храм XVI века не представляет никакой ценности. Но против этого восстал один человек – замечательный реставратор Петр Барановский – человек, который спас много древнерусской красоты, создатель музея в Коломенском и позже – музея древнерусской живописи имени Андрея Рублева. Обычная судьба, кстати, тоже сидел по выдуманному делу, но выжил. И храм его стараниями выжил. Его даже реставрировали. Правда, в советское время там был какой-то склад, внутри ничего из убранства не сохранилось, но сам храм стоит. И сейчас там священник – незнаменитый, простой совсем батюшка, который, однако, находит в себе силы помнить, что любовь важнее ненависти.

Место, что ли, такое.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).