Лидия Лелянова родилась в Санкт-Петербурге. В 16 лет, в 1890 году, ее поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием энцефалита. На выпускные экзамены в женской гимназии Лидию привезли в инвалидной коляске.
Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым. Однако, болезнь протекала необычно: тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.
Как писал священник Михаил Польский:
«Оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.»
В 1913 году семья Лидии переехала в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благославлению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. С этого времени она понесла подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим. Ровно десять лет продолжалось служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди,» священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.
В 1927 году после выхода Декларации митрополита Сергия, матушка приняла сторону митрополита Иосифа Петроградского, сохраняя при этом верность местоблюстителю священномученику митрополиту Петру (Полянскому).
В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.
19 февраля 1932 года матушка Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции «изъятие монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, ее тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на крики от боли, бросили в кузов грузовика и увезли в Ленинград.
В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила мать Мария, было зафиксировано немало свидетельств о благодатных матушки. Её поместили в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки.
Сразу после мученической кончины матушки Марии, ее могилка на Смоленском кладбище неподалеку от часовни блаженной Ксении стала местом непрекращающегося паломничества верующих.
В 1981 году матушка Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской православной церкви заграницей. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на родине. В течение трех лет Гатчинское благочиние Санкт-Петербургской епархии собирало и обобщало материалы, связанные с жизнью святой. Написанное в результате этой работы житие матушки Марии стало основанием для ее канонизации, которая последовала 17 июля 2006 года.
А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи преподобномученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор.