Алексей Успенский — сын псаломщика из села Шолы Белозерского уезда Новгородской губернии. Отец его умер в 1880 году, когда Алексею было чуть больше года. По окончании духовной семинарии был рукоположен во священника. Служил на разных приходах, с конца 1920-х гг.- в Тверской епархии.
В начале 1930-х годов был арестован по обвинению в неуплате налогов, часто выдвигавшемуся против священнослужителей в то время, и осужден к 6 мес. ИТЛ с конфискацией имущества. Без средств к существованию остались его жена и трое детей, восьми, шести и трех лет.
Вернувшись из заключения, стал снова служить в храме и вскоре был возве ден в сан протоиерея. В начале 1937 года определен в Вознесенскую церковь села Вознесенье Бологовского района Калининской области.
Проявил себя ревностным пастырем, учил, как сохранить веру Христову в тяжелые времена гонений, храм стал центром духовной жизни для неск. многолюдных деревень и поселков. Бывали случаи, когда под давлением безбожной власти и пропаган ды крестьяне называли детей нехристианскими имена ми, но таковых священник, не боясь ответственности, отправлял в сельсовет, что бы они предварительно переписали имена на христианские, и только после этого приходили крестить. У него в храме, несмотря на большое число прихожан, никогда не было общей исповеди; о. Алексий старался поговорить с каждым, а когда нужно, то и поддержать. В одном из доносов, которые писались на священника говорилось, что в последнее время, т. е. с началом служения о.Алексия в Вознесенском храме, в приходе стало наблюдаться религиозное оживление. Прихожане уже поговаривают, чтобы восстановить колокольный звон. Вокруг храма собралось много монахинь, храм даже стали посещать жены партийных работников.
2 сентября 1937 г. священник был арестован вместе со старостой храма Василием Шикаловым, их обвинили в совместной контрреволюционной деятельности. 6 сентября о. Алексий был вызван на допрос.
— Следствию известно, что вы, гражданин Успенский, совместно с церковным старостой Василием Шикаловым вели контрреволюционную деятельность. Что вы можете сказать по данному вопросу?
— Да, действительно, я как священник производил в деревнях Бологовского района крещения новорожденных в домах населения, скрывая это от органов советской власти... На крещение детей в домах без разрешения на это местных органов власти я не имел права, так как по положению моя деятельность должна была производиться лишь в церкви. Кроме того, моя деятельность выразилась в том, что совместно с церковным старостой мы распространяли среди населения нательные крестики и иконы с молитвами; эта деятельность с нашей стороны проводилась с целью укрепления веры. Наряду с этим, в целях борьбы за веру среди населения, у людей, приносивших детей для крещения и уже давшим им имена, не значившиеся в православных святцах, я таких детей не крестил и отсылал в сельский совет для перерегистрации, чтобы дали новые имена. Мною во время литургии при чтении заупокойных поминаний было поминовение царей Николая и Александры в присутствии верующих. Это мною делалось без всякого намерения.
— Следствию известно, что вы у себя в доме устраивали сборище церковников и чтение Библии, при этом вели контрреволюционную деятельность.
— Библия у меня в доме была, читали ее я и моя жена. Библия у меня существовала с 1909 года до момента моего ареста.
— Следствию известно, что вы среди населения распространяли провокационные слухи через Шикалова о гибели советской власти.
— Я сам в церкви говорил проповеди о том, что вера Христова падает, но она будет жить. Что же касается контрреволюционных высказываний Шикалова, то мне о них ничего не известно.
19 сентября Тройка НКВД по Калининской области приговорила священника и старосту к расстрелу.
Протоиерей Алексий Успенский и староста Василий Шикалов были расстреляны 21 сентября 1937 года.