будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июль 19, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Димитрий Овечкин

Священномученик Димитрий Овечкин
ovechkin
Священномученик Димитрий Овечкин

Дмитрий Овечкин — крестьянский сын из деревни Малые Подберёзы Свияжского уезда Казанской губернии. Будучи 19 лет, 6 мая 1896 года, окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики. С 1 сентября 1896 года по 1 сентября 1902 года был помощником учителя Ординского училища Министерства народного просвещения Пермской губернии. Перед свадьбой переехал на родину будущей жены — город Оса той же губернии. Преподавал математику в селе Буткееве Красноуфимского уезда. С 1 сентября 1902 года по 1 сентября 1903 года работал учителем Деменёвского земского училища. В семье Дмитрия Овечкина родилось семеро детей.

Принял решение стать священником под воздействием родителей жены, людей глубоко верующих.

12 октября 1903 года был рукоположен во диакона к Рождественской церкви села Рождественского Осинского уезда Пермской губернии. С 17 октября 1903 года по 1 сентября 1910 года работал законоучителем церковно-приходской школы при Полевском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Учился в Вятской духовной семинарии. С 1 по 17 сентября 1908 года занимался на миссионерских курсах. 27 января 1909 года рукоположен в сан священника. Служил в Успенском соборе города Осы и в церкви села Кузнечиха Осинского уезда.

Дети с малых лет помогали отцу в храме: сын Геннадий — чтецом, дочери Елена, Августа и Лидия пели в хоре. Вся семья отличалась музыкальностью и красивыми голосами. Семья часто собиралась вместе, и тогда звучал домашний хор в сопровождении гитары, балалайки. Дети помогали родителям не только в храме, но и по хозяйству. Детей в семье учили жить по-евангельски. Однажды дочь Ангелина нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец, выслушав её, нахмурился и сказал: «Ты, Аличка, пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя. Тот, кто потерял, придет и возьмет».

Ангелина Овечкина впоследствии также вспоминала: «Потом, когда немного подросла, помню, любила сидеть с подружками на лавочке, а мимо, по дороге, ходили барышни и дамы с детьми, хорошо одетые. Время было тяжелое, иногда и надеть было нечего, почти весь город в лаптях ходил, а тут — первые сандалии у богатых девочек появились. Увидела я их однажды, пришла домой и говорю маме: «Девочки ходят в таких красивых сандалиях — как бы мне такие!» Папа услышал и сказал: «Аличка, это называется зависть. Завидовать никогда никому не надо. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Придет время, будет и у тебя что-нибудь хорошее».

Много таких уроков дал мне отец. Когда я пошла учиться в школу, со мной вместе учились дети из разных семей, в том числе и других национальностей. Коля Бабынин, с которым я занималась как с отстающим, дразнил одну мою подружку «еврейкой», другую — «татаркой», и это меня очень огорчало. Увидев это, отец однажды сказал: «Аличка, скажи Коле и сама знай, что каждый человек Богом создан, еврей ли он, татарин, русский — все люди одинаковые».

С 7 октября 1909 года по 1 ноября 1912 года был на должности законоучителя в Северном земском училище. Состоял заведующим и законоучителем в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 сентября 1911 года по 1 ноября 1912 года. Состоял учителем пения в той же школе с 27 ноября 1911 года по 1 сентября 1912 года. Проходил должность законоучителя в Пьянковском земском училище с 27 ноября 1911 года по 1 ноября 1912 года. Состоял законоучителем и учителем вечерней церковно-приходской школы для взрослых обоего пола с 1 декабря 1911 года по 12 октября 1912 года.

12 октября 1912 года перемещен к Вознесенской церкви села Буткеева. Состоял законоучителем в Редькинско-Буткеевском народном земском училище с 28 ноября 1912 года по 8 июля 1913 года.

Перемещен к Прокопиевской церкви села Кузнечихи 8 июля 1913 года. Состоял законоучителем и заведующим в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 сентября 1913 года.

С 1916 года служил в Успенском соборе города Осы. С 1917 года служил в Троицком соборе того же города. Строительство этого храма было только что закончено при большой поддержке горожан и крестьян из окрестных сел.

В 1922 году был осужден решением местного ГПУ на 6 месяцев заключения условно за отказ работать в комиссии по изъятию церковных ценностей, но находился в тюрьме почти год. После освобождения работал бухгалтером в одном из советских учреждений.

В 1923 году ему было разрешено вернуться к обязанностям священнослужителя. После того как в том же году был закрыт Успенский храм города Осы, священник вместе иеромонахом Александром (Копейко) при поддержке прихожан сорвал печати и продолжал проводить богослужения.

В январе 1923 года присутствовал на собрании градо-осинского духовенства, которое постановило не принимать назначенного обновленческим епархиальным управлением в город Осу «епископа» Михаила Бирюкова и священника И. Шешина, от управления отделиться, «приискать» другого православного епископа, учредить в Осе самостоятельную кафедру. В мае 1923 года вошел в состав Осинского церковного совета, учрежденного собранием. Стал благочинным Градо-Осинского округа.

В начале 1920-х годов неоднократно вызывался в Осинский отдел ОГПУ, где ему предлагали сотрудничать с властями, а в 1925 году даже предложили стать обновленческим архиереем. Все эти предложения были решительно отвергнуты.

Власти постоянно проводили обыски. Семью выселили из дома церковного причта, она была вынуждена снимать квартиры.

В конце 1920-х годов единственный из местных священнослужителей участвовал в трех (больше не допустили) диспутах с пропагандистами атеизма, организованных властью в Перми. Жена отговаривала его: «Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?»

В 1929 году был арестован, заключен в тюрьму города Осы, а имущество было конфисковано. 21 марта 1930 года осужден Особой тройкой при постоянном представительстве ОГПУ по Уральскому краю и приговорен по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в Соликамске на соляных шахтах.

В 1933 году, став инвалидом с больными ногами и поврежденным позвоночником, жил на поселении в Кудымкаре Коми-Пермяцкого автономного округа. Туда приехала жена с сыном Алексеем. В 1936 году они переехали к старшей дочери в Майкоп. Супруга скучала по родине и не раз говорила мужу: «Дмитрий, поедем умирать в Осу».

Осенью 1937 года жена уговорила о. Димитрия вернуться в Осу. После возвращения служил священником Спасо-Преображенской церкви села Богомягково Осинского района.

Был арестован 21 октября 1937 года по обвинению «в участии в контрреволюционной повстанческой организации, проводившей антисоветскую пропаганду и агитацию».

После ареста неоднократно допрашивался начальником Осинского РО НКВД сержантом Касаткиным. В одном из протоколов допросов зафиксировано:

— Следствию известно, что вы являетесь членом контрреволюционной повстанческой фашистской группы в Осинском районе. Признаете ли вы это?
— Не признаю. Ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и не состою.
— Вы были вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию бывшим священником Осинской кладбищенской церкви Вострецовым. Признаете ли вы это?
— Не признаю. Никогда у меня с Вострецовым о контрреволюционной деятельности разговоров не было.
— Вы лжете. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.
— Я следствию дал правдивые показания и больше добавить ничего не могу.
— Зачитываем вам выдержку из показаний обвиняемого Вострецова Афанасия Григорьевича за 9 и 12 сентября 1937 года по этому вопросу. «Мною завербованы следующие лица Овечкин Димитрий Киприянович, бывший священник, осужден за контрреволюционную деятельность в 1929-1930 годах, завербован мною в январе месяце 1937 года. Овечкин Д. К. — бывший священник, проживающий в г. Оса, завербован мною в январе месяце 1937 года в очереди за хлебом на площади перед раймагом в г. Оса.» Признаете ли вы это?
— Не признаю.

4 ноября Особой тройкой УНКВД по Свердловской области приговорен к расстрелу.

Расстрелян 14 ноября 1937 года. Сведений о месте расстрела и захоронения не сохранилось.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).