будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июль 4, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Елеазар Спиридонов

Священномученик Елеазар Спиридонов
spiridonov
Священномученик Елеазар Спиридонов

Елеазар Спиридонов родился в 1873 или 1874 году в городе Евпатории Таврической губернии, в семье крымских греков, отец был приказчиком на соляных приисках. Брат мученика Димитрия Спиридонова.

В 1893 году на деньги, собранные греческой общиной Евпатории, совершил паломничество в Святую землю, что оставило неизгладимый след в его памяти. С 1894 года — учитель церковноприходской школы в Евпатории. Духовным отцом его был известный в Евпатории священник Иаков Чепурин, служивший в Никольском соборе, который он сам построил на свои средства. О. Иаков венчал его с Ксенией Янковой, также впоследствии пострадавшей за Христа.

8 ноября 1899 года был рукоположен во иерея Таврическим епископом Николаем (Зиоровым). Назначен на место диакона в церкви селе Ашинхе близ Бахчисарая в Симферопольском уезде Таврической губернии, затем — священник в храме села Керменчик того же уезда (ныне село Высокое Бахчисарайского района).

Преподавал в церковноприходской школе, был отмечен наградами за труды по народному образованию.

В 1912 году купил 15 десятин земли в деревне Шеих-Шая Перекопского уезда Таврической губернии. В 1917 году, когда после революции стали перераспределять землю, без принуждения отдал свою землю и двух коров местным крестьянам.

В 1919 году переехал в Евпаторию, где стал служить в храме Илии пророка греческой общины. В 1920 году был сильный голод, умерли многие родственники о. Елеазара. Своих детей, как и многочисленную паству, о. Елеазар воспитывал в строгости, в любви к Слову Божию и молитве. У него был дар видеть человеческие способности и вызывать к жизни лучшие качества души.

Был священником по призванию, все у него было ладно и стройно. Где бы он ни появился, народ его сразу же принимал. Прихожане любили о.Елеазара за добрый и мягкий нрав, за кротость и бессребреничество. Кроткий нрав, сердечная доброта, искренняя расположенность ко всем, рождали вокруг него атмосферу любви и взаимопонимания. Убежденный трезвенник, он не пил вина и в доме его не держал, подавая тем самым пример своей пастве.

Проживал в доме по улице Комиссаровской. В доме было много книг и икон. Когда семью Спиридоновых потеснили местные власти, и они остались в одной комнате, теснота и неудобства не отразились на семейном мире — у них было уютно и хорошо. Несмотря на стесненные обстоятельства, о. Елеазар принимал у себя всех нуждающихся, в его семье жили две монахини из разорённого Космо-Дамиановского монастыря. Большевики подселили батюшке двух солдат, но он их безропотно принял и кормил за свой счет.

В конце 1920-х годов очень подружился с духовным писателем Александром Поповым.

Случалось, что во время богослужения подстрекаемая властями молодежь била окна. С начала 1930-х годов его неоднократно вызывали в ОГПУ, угрожали, шантажировали, предлагали сотрудничать, доносить на прихожан, требовали не ходить по городу в рясе. В ответ он сказал: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде». В 1936 году давление со стороны властей усилилось, от батюшки требовали снять с себя духовный сан, но он оставался тверд и непреклонен. В том же году власти Евпатории наложили запрет на колокольный звон. После ходатайства греческой приходской общины об отмене запрета городские власти распорядились снять колокола с колокольни Ильинской церкви, тогда же был расторгнут договор с общиной об использовании церковного здания. Отец Елеазар благословил прихожан отправить письма в Москву греческому консулу с просьбой о поддержке.

После вызывов в ОГПУ отец Елеазар молча садился за фортепиано и погружался в славянские песнопения, которые очень любил и мастерски исполнял. Он понимал, что ареста не избежать, вещи на этот случай были заранее собраны. Его арестовали 27 октября 1936 года, сразу после разорения Ильинской церкви. Поводом к аресту послужило письмо греческой общины Ильинской церкви к греческому консулу. Других членов общины, как греческих подданных, арестовать не решились, а взяли подписку о невыезде и по многу раз вызывали на допросы, безуспешно пытаясь получить от них показания на отца Елеазара.

При аресте был обвинён в «агитации против советской власти... клевете на местные органы власти». Его церковные и богослужебные книги тоже послужили поводом для обвинения — в обвинительном акте говорилось что в изъятой литературе нашли «элементы монархической пропаганды». Панихиду по почившему в 1935 году Константинопольскому патриарху Фотию II тоже поставили в вину священнику — отца Елезара обвинили в том, что он «служил панихиды за иностранных подданных и о врагах Советского Союза, проживающих за границей».

На допросах вёл себя с достоинством. Продержав его почти год в симферопольской тюрьме в предварительном заключении, изнуряя пожилого священника частыми и мучительными допросами, власти так и не добились «нужных» показаний от отца Елеазара, который заявлял: «В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, так как я никогда никакой агитации против советской власти не проводил и идей фашизма не проповедовал».

9 июля 1937 года Особой тройкой при НКВД Крымской АССР приговорен к пяти годам ИТЛ. Вместе с пастырем были осуждены другие члены общины, так как отказались дать показания против своего священника. Сразу после вынесения приговора этапом отправлен на Колыму. Работал на Колымских рудниках.

Скончался 6 декабря 1937 года в Северо-Восточном ИТЛ в Колыме, измученный тяжким трудом, истощенный голодом, холодом и болезнями.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).