будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Май 19, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Илия Измайлов

Священномученик Илия Измайлов
izmajlov
Священномученик Илия Измайлов

Илья Измайлов — сын крестьянина из села Хормалы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Ибресинского района Чувашии). Обучался в церковноприходской школе и с детства пел в церковном хоре. Набравшись опыта, сам стал управлять хором в церкви родного села. В 1910 году 18-летний Илья Измайлов состоял в обществе трезвости. В 1916 году был призван в армию и вернулся по окончании войны.

Увлекшись идеей свободы, в 1918 году стал председателем волостного земельного комитета, а с 1918 по 1920 год служил в волостном исполкоме.

В 1925 году рукоположен сан священника (целибат) епископом Германом (Коккелем). Епископ Герман тогда находился в ссылке в селе Козья Слобода, недалеко от Казани, поэтому хиротония состоялась там. Бывший тогда священник села Хормалы Краснов примкнул к обновленческому расколу и, по прибытии в Чувашию, епископ Герман (Коккель) вместе с православными людьми изгнал Краснова и поставил настоятелем православного священника Илию Измайлова. О. Илии пришлось взламывать храм, чтобы отобрать его у обновленцев. Священник-обновленец жаловался в органы власти, просил защиты, обливал грязью епископа Германа и его «приспешника — попа Измайлова» В том же году о. Илия был лишен избирательных прав «как служитель культа».

В феврале 1930 года власти закрыли храм в селе Хормалы, но церковный совет, в котором священник Илия Измайлов состоял секретарем, написал заявление во ВЦИК, где изложил неправильность закрытия церкви при том, что 80% граждан прихода за открытие. Заканчивалось заявление так: «Мы верующие граждане, возлагая всю надежду и полное доверие на представителей Высшей Власти обращаемся во ВЦИК с покорнейшей просьбой — не найдет ли возможным ВЦИК дать разрешение об открытии церкви». Храм был вновь открыт, и отец Илия продолжил служение.

25 марта 1932 года он был арестован и заключен в тюрьму города Цивильска. Обвинялся по делу группы «Истинно-православной церкви», возглавляемой в Чувашии архимандритом Агафопусом (Етрухиным). Представители этого церковного течения не признавали митрополита Сергия (Страгородского) как предстоятеля Русской православной церкви.

На допросах священник отвечал:

— За церковными службами все время поминал митрополита Петра Крутицкого и всех истинно православных епископов. Митрополита Сергия по настоянию некоторых прихожан не поминаю.

На вопрос следователя является ли обвиняемый членом группы сектантов священник ответил:

— Членом группы сектантов не являюсь, а членом группы верующих состою. Верю в Бога одного. Мое политическое убеждение таково: какая бы у нас в России власть не была для меня совершенно безразлично.

На всех допросах священник держался мужественно и виновным в предъявленных обвинениях себя не признал.

Священник в числе других проходящих по данному делу был приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по Нижегородскому краю к трем годам ссылки в Казахстан. Отец Илия был направлен по этапу в Западный Казахстан. Местом ссылки священника стал поселок Жилая Коса Гурьевской области.

24 марта 1935 года он вернулся в родное село. В то время храм в селе был уже закрыт, и отец Илия вместе с членами церковного совета настойчиво ходатайствовал об открытии церкви перед властями, продолжая совершать богослужения на дому.

В сентябре 1936 года епископ Чебоксарский Владимир (Юденич) предлагал отцу Илие свободное место священника в одном из приходов епархии — селе Солдыбаево Козловского района, но отец Илия отклонил это предложение, веря, что будет открыт храм в селе Хормалы. Были даже заготовлены строительные материалы для ремонта церковного здания.

4 августа 1937 года священник был арестован и заключен в тюрьму города Алатырь. В этот же день в 13 часов дня начался первый и единственный допрос, длившийся пять с половиной часов.

— Расскажите, понятно ли Вам зачитанное постановление о предъявлении Вам обвинения и причину неподписания этого постановления?
— Зачитанное постановление о предъявлении мне обвинения понятно, но от подписи мной этого постановлении я отказываюсь, в силу того, что виновным себя не признаю.

Из свидетельских показаний:

«Конкретно фактов антисоветской агитации привести не могу, но мне известно об их антисоветской деятельности. Бывший поп Измайлов Илья повседневно занимается организацией церковного актива по открытию церкви, хотя церковь в данное время фактически не работает, а он работает, а именно, прямо на дому, где он живет, проводит крестину, отпевает, а также постоянно ходит по дворам и равно и в соседние деревни. Все это делается, хотя Измайлов попом в селе Хормалах и не состоит. Измайлов занимается организацией таких женщин, например жена члена ВЛКСМ Васильева Кузьмы тайком от мужа в дому Измайлова крестила ребенка. Весьма характерным фактом нужно считать случай организованного выступления женщин на общем собрании граждан 31 мая сего года вечером, где ставился вопрос — о существовании Христа, докладчик был из Чебоксар. Выступая после доклада, они открыто требовали об открытии церкви, я это говорю по словам присутствующих граждан, сам участия не принимал».

«Поп Измайлов в 1932 году за антисоветские и контрреволюционные подрывные действия был сослан и вернулся только в начале 1936 года. По приезде из ссылки свою антисоветскую деятельность не прекратил, а стал проводить даже открыто. Измайлов Илья, как поп в селе Хормалы не числится и на учете не состоит, но несмотря на это проводит богослужения и другие церковные обряды, но все это у него проводится не в церкви, а по отдельным частным домам. Он часто выезжает по соседним деревням по вызову. Свое такое бродячее положение использует для проведения антисоветской агитации среди населения. Он всеми мерами старается противопоставить все проводимые мероприятия, путем организации единоличников, а также и колхозников, чтобы они организованно выступили за открытие церкви. Доказательством этому можно привести один конкретный факт. Точно какого числа сейчас на помню, летом настоящего года было проведено собрание граждан, где ставился вопрос на антирелигиозную тему. В целях противопоставления этот поп Измайлов вместе со своим активом организовали женщин и других на собрании выступить организованно за открытие церкви, и на собрании в действительности кричали хором, не давая даже закончить доклад. Кроме того поп Измайлов чрез посредство близких ему лиц распространяет всякие контрреволюционные клеветнические слухи о колхозах и о соввласти».

В предъявленных обвинениях отец Илия виновным себя не признал. 7 сентября священнику было предъявлено обвинительное заключение, 8 сентября тройка НКВД Чувашской АССР приговорила священника к расстрелу.

Расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 года в подвале одного их зданий НКВД города Алатырь и погребен в общей могиле на территории двора НКВД. В ту ночь всего было расстреляно 34 человека, в том числе священник Иосиф Кудрявцев и обновленческий архиепископ Тимофей (Зайков).

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).