будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июль 3, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Иоанн Троянский

Священномученик Иоанн Троянский
sobor
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Иван Троянский — сын священника из поселке Новокленского Козловского уезда Тамбовской губернии.

В 1879 году 17-летний Иван Троянский окончил II Тамбовское духовное училище, в 1885 году — Тамбовскую духовную семинарию. Женился. На пятом курсе семинарии, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан диакона, а затем во священника. Служил на приходах Тамбовской епархии.

В 1922 году овдовел и был пострижен в монашество.

22 декабря 1922 года, не разобравшись в сути обновленчества, был рукоположен во обновленческого епископа Сасовского. Хиротонию в Заиконоспасском монастыре совершили еп. Антонин (Грановский) и еп. Краснослободский Александр, викарий Пензенской епархии.

В Сасове еп. Иоанн жил с конца декабря 1922 года по 30 апреля 1923 года, затем был назначен исполняющим должность правящего Тамбовского епископа. На обновленческом соборе 1923 года не был, поэтому не принял участия в осуждении патриарха Тихона.

В конце сентября 1923 года вернулся из Тамбова в Сасово, которое к тому времени перешло в ведение Рязанской обновленческой епархии.

15 января 1924 года ушел за штат.

Личное покаяние перед патриархом принес в октябре 1924 года. 18 ноября 1924 года прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года, согласно резолюции патриарха Тихона, епископ Иоанн принес покаяние перед народом, и архиепископ Рязанский Борис (Соколов) совершил над ним чин присоединения к Церкви.

Как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и указом от 3 марта 1925 года назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. Вместе с правящим Омском архиепископом Виктором (Богоявленским) боролся против обновленчества. 30 марта 1927 года викариатство преобразовано в самостоятельную епархию. В 1928 году указом № 172/7 учреждено викариатство при Петропавловской епархии в г. Акмоле. В первой половине 1930 года был назначен епископом Бугурусланским, назначение вскоре было отменено.

9 марта 1932 года был назначен на новообразованную Рыбинскую кафедру. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре по прибытии в Рыбинск он был арестован и приговорен к трём годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Жил в Калинине (ныне Тверь).

22 ноября 1932 года постановлением Временного священного синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиепископа сщмч. Фаддея (Успенского), а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской.

По возвращении из ссылки поселился в городе Торопце Тверской области.

27 мая 1934 года назначен временным управляющим Великолукской и Торопецкой епархии, 24 июня 1935 года утвержден в должности. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью. Боролся с обновленчеством, при нем в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих.

В январе 1936 назначен Осташковским, викарием Тверской епархии. Продолжал жить в Торопце.

Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, — это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники.

23 июля 1937 года был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.

— Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия? — Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого, я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы, — ответил епископ. — Ваши взгляды на обновленчество? — По каноническим правилам обновленчество — это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, православная церковь с обновленчеством борется. — Ваше личное влияние на обновленчество по Великолукской епархии? — Личного видимого влияния на обновленчество мною не проявлялось, тем не менее за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества. — Следствие располагает данными, что вы как епископ с целью привлечения к церкви людей детского возраста практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете? — Да, признаю, что я... иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу. — Вы допускали в своей деятельности проповеди вне стен церкви? — Да, признаю себя виновным, что я произносил проповедь религиозного содержания вне стен церкви.

Вызывались свидетели — из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа.

«Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: „Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий“. Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».

В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.

31 августа 1937 года постановлением Тройки НКВД по Калининской области приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу.

Расстрелян 4 сентября 1937 года. Погребен в безвестной общей могиле.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).