будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июль 5, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Макарий Гневушев

Священномученик Макарий Гневушев
gnevushev
Священномученик Макарий Гневушев

Михаил Гневушев — сын священника из села Репьевки Ардатовского уезда Симбирской губернии. Закончил Алатырское духовное училище, а в 1878 году — Симбирскую духовную семинарию, ему было 20 лет. В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение посвящено Александрийской Церкви) и назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища.

В 1883 г. назначен наставником Острожской учительной семинарии. В 1885 г. — преподавателем Киевского женского училища. В 1890 г. — преподавателем Киевской духовной семинарии, активный миссионер. В 1902 стал инициатором создания Киевского педагогического общества взаимной помощи.

Принимал деятельное участие в право-монархическом движении в Киеве, в 1906-1908 годах был членом совета Киевской русской монархической партии (КРМП), членом Киевского русского собрания (КРС). 3 июля 1906 в КРС сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных областях. Главный тезис доклада — виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения является еврейство. Делегат 3-го Всероссийский съезд русских людей в Киеве 1–7 октября 1906 (Всероссийский съезд людей земли русской) от Киевского союза русских рабочих (КСРР). Как делегат КСРР участвовал также в работе 4-го Всероссийского съезда русских людей в Москве 26 апреля — 1 мая 1907 года (Всероссийский съезд объединенного русского народа), на котором выступал с речью о необходимости объединения.

В 1907 году был назначен наблюдателем церковных школ Киевской епархии. В это же время он был избран первым председателем Киевского губернского отдела Союза русского народа (СРН), а после отъезда в Москву стал почетным председателем отдела.

Овдовев, 11 февраля 1908 года был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя РМС протоиерея Иоанна Восторгова. Уже в июне 1908 года в результате внутренних распрей архим. Макарий вместе с о. Иоанном вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском совете СРН. Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был активным участником Русского монархического собрания (Румосо), где часто выступал с докладами, 12 ноября 1909 года избран кандидатом в члены правления Румосо, а затем стал членом правления.

В 1909 г. перемещен на настоятельскую должность в ставропигиальный московский Новоспасский монастырь.

Был членом организационного комитета по созыву Московского съезда (Съезд русских людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909), готовил вместе с Иваном Айвазовым материалы к обсуждению. Выступал с приветственной речью при открытии съезда, принимал активное участие в обсуждении вопросов повестки дня съезда, был избран членом исполнительно-редакционной комиссии, которая создавалась для завершения работ с принятыми съездом резолюциями. Среди прочего съезд решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя протоиерея Восторгова и архимандрита Макария.

В апреле 1912 года был избран в состав Устроительного совета всероссийских съездов от РМС. Он участвовал в работах 5-го Всероссийского съезда русских людей в Санкт-Петербурге 16–20 мая 1912), на котором был избран одним из тов. председателя съезда.

11 июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде. Принимал участие в Петроградском совещании (Совещание монархистов 21–23 ноября 1915 в Петрограде), на котором избран в состав Совета монархических съездов.

В мае-июне 1916 года возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь. От города Арзамаса до Саровской пустыни и обратно (более 100 км.) владыка прошел пешком в полном архиерейском облачении, несмотря на проливные дожди, произнося в каждом селе проповеди.

28 января 1917 года назначен епископом Орловским и Севским. 14 апреля 1917 года отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ возвращается в Орел. В мае 1917 года за выдающиеся труды по устройству беженцев избран почетным членом ижегородского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах.

В том же месяце был уволен на покой, проживал в смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре.

В июньском номере Епархиальных ведомостей опубликована последняя его статья: «К православному духовенству Орловской епархии», в которой с горечью владыка констатирует: «Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего, что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения, а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих же дело погибельное, что и известный Ленин со товарищи».

С января 1918 года проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме. Отсюда он ведет переписку с митрополитом Тихоном, председателем Поместного собора, будущим патриархом московским и всея Руси.

Своими яркими проповедями быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися. Большевики подсылали наемных убийц. Однако когда убийцы ожидали выхода епископа между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого.

12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. В середине августа революционная власть решает выселить владыку из игуменского корпуса и закрыть монастырь. Жители города встают на защиту обители и владыки. Они обращаются с прошением в квартирную комиссию при Вяземском совете, в котором пишут: «Имеем честь покорнейше просить квартирную комиссию оставить в покое преосвященного Макария, проживающего по воле народа — граждан г. Вязьмы и ее окрестностей в Свято-Предтеченском монастыре. Здание, в котором живет наш епископ, принадлежит никому другому, как народу, взявшемуся оберегать все, что приобретено на гроши прадедами и нашими предками, а потому им распоряжаться можем только мы, граждане, которые давно были, благодаря тяжелым условиям жизни под гнетом и твердо верили и верим непоколебимо в Бога. Кто в здании живет нам хорошо известно, а потому без ведома народа вторгаться в дом, безпокоить своими распоряжениями наше высшее духовное лицо считаем незаконным. Свои церкви, служителей ея и церковные дома мы будем оберегать до последней капли крови».

Под прошением подпись — «Объединенные граждане г. Вязьмы 81 подпись. Прилагаются подписи на 7 страницах». На прошении резолюция: «Произвести обыск у главных воротил: Волкова, Бурышева, Катырина, Анисимовой (подчеркнуто). Кроме этого необходимо всех лиц мужского пола, фамилии жен которых собраны на листе, немедленно отправить на разработку леса». Дата: 21 августа 1918 года.

22 августа Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, мародерством и саботажем выдает ордер № 168 «для производства обыска и в случае надобности ареста гражд. еп. Макария».

В ночь на 23 августа 1918 года был арестован по обвинению в «организации белогвардейского восстания». При обыске было обнаружено «2 бинокля, одна подзорная труба, 2 вечных календаря, масса всевозможной переписки». Мужественно переносил глумления и побои. При аресте монастырские колокола ударили в набат, к ним присоединился набатный звон Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви.

«Дознание-допрос еп. Макария. Окончил высшую духовную академию в г. Киеве. С 1914 года состою епископом, первый раз был в Нижнем Новгороде, где состоял викарием. В г. Вязьме с июля 1917 года. Находится или нет в г. Вязьма Союз русского народа я не знаю и к таковому не принадлежу. Но есть Христо-Рождественское братство. Количество точно не знаю, но думаю больше 1000 человек. Председателем которого являюсь я, епископ Макарий. Общество братства существует с Рождества 1917 года. Это общество возникло по моей инициативе, цель которого исключительно религиозная. О политике мы не имели права говорить согласно нашего устава. ...К Декрету об отчуждении Государства от Церкви отношусь по принципу сочувственно, так как эта идея была еще в Москве. Разговоров против Советов никогда не было и относительно набата ничего не знаю, так как и раньше говорил, что нужно больше мира и согласия. Больше ничего добавить не могу. Подпись: Епископ Макарий».

После допроса владыка поступил в Вяземскую земскую больницу. Выписка из истории болезни епископа Макария № 1298 госпиталя № 9 Вяземского всероссийского земского союза: «Поступил 23 августа 1918, выбыл 31 августа. Диагноз — атеросклероз. Общая слабость, плохой сон, головокружение, тоны сердца глухие. Взят под конвоем из госпиталя».

В защиту епископа в органы местной власти поступали прошения с многочисленными подписями граждан.

4 сентября 1918 был осужден за «контрреволюционную и антисоветскую деятельность» и приговорен к расстрелу.

Расстрелян в том же году (в день приговора?) в Смоленске. По другим данным, владыка Макарий скорее всего был убит в Катынском лесу около деревни Катынь. По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Осужденные в числе 14 человек (священнослужители, монахини и миряне) были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги с четками, горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).