Михаил Жижиленко — дворянин, сын прокурора окружного суда города Калиша, Калишская губерния, Царство Польское. Девяти лет, в 1894 году, Михаил поступил в Калишскую гимназию, где проучился учился 7 лет. После смерти отца (1905) и матери (1906) Михаил сначала оставался один в Калише, а потом переселился к старшему брату Александру в Санкт-Петербург, где окончил восьмой класс гимназии. После окончании гимназии в 1908 году поступил на медицинский факультет Московского университета.
Будучи студентом университета, женился на курсистке, вместе с которой прожил всего полгода: она скончалась в 1910 году, будучи неспособной выносить беременность. Оба знали, что беременность грозит ей почти неизбежной смертью, но положились на волю Божью и ни при каких условиях не захотели искусственно прерывать беременность.
В 1912 году окончил медицинский факультет Московского университета, небольшое время работал в Сокольниках психиатром. С 1912 года — врач министерства путей сообщения в городе Благовещенске и в Москве. С начала Первой мировой войны до января 1918 года участвовал в боевых действиях в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона. Затем занимал различные медицинские должности, в том числе и в Красной армии.
В августе 1919 года, будучи главным врачом полевого госпиталя Красной армии, находился в плену у казаков генерала Константина Мамонтова.
В 1921 году — врач в Наркомате путей сообщения. С 1 января 1922 года до декабря 1928 года в Москве работал главврачом в больнице Таганской тюрьмы. Был духовным сыном известного священника Валентина Свенцицкого. За Михаилом Жижиленко утвердилось прозвище «ангела-хранителя» этой тюрьмы. Он был не только телесным, но и духовным врачом, сердечным мастером, утешителем и отцом.
В тот период он познакомился с патриархом Тихоном, который благословил его на тайное монашество. По воспоминаниям Ивана Андреевского: «Рассказывал владыка Максим и о некоторых разногласиях с патриархом Тихоном. Главное из них заключалось в том, что святейший был оптимистически настроен, веря, что все ужасы советской жизни ещё могут пройти и что Россия ещё может возродиться через покаяние. Владыка же Максим склонен был к пессимистическому взгляду на совершающиеся события и полагал, что мы уже вступили в последние дни предапокалиптического периода».
В конце 1927 года порвал общение с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным патриаршим священным синодом при нём. При его участии был составлен акт от 30 декабря 1927 года об отходе от митрополита Сергия серпуховского духовенства и мирян, в котором, в частности, говорилось: «Не находя для себя более возможным оставаться на том скользком и двусмысленному пути, на который Вы своей декларацией и распоряжениями поставили всю православную церковь, и повинуясь голосу совести и долгу пред Богом и верующими, мы, нижеподписавшиеся, порываем каноническое и молитвенное общение с Вами и т. н. "патриаршим синодом" и отказываемся признавать Вас заместителем местоблюстителя патриаршего престола».
20 мая 1928 года в Ленинградском соборе Воскресения Христова был тайно посвящён во диакона архиепископом Димитрием (Любимовым), фактическим лидером «иосифлянского» движения в церкви. 21 мая 1928 года им же был тайно рукоположен во иерея. В сентябре 1928 года принял монашеский постриг с именем Максим.
12 октября 1928 года в храме на Пискарёвке по просьбе части верующих города Серпухова был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского архиепископом Димитрием (Любимовым) и епископом Сергием (Дружининым), что было первой тайной «иосифлянской» епископской хиротонией. Титул был выбран потому что в Серпухове к иосифлянам присоединилась почти половина храмов, благодаря чему город стал центром иосифлянского движения в Московской епархии.
В январе 1929 года вступил в управление епархией. В юрисдикции владыки Максима находились 18 приходов в Серпухове, приходы в Коломне, Звенигороде, Переславле-Залесском и ряде других городов. После ареста епископа Алексия (Буя) в марте-мае 1929 года епископ Максим окормлял также и воронежских и украинских иосифлян. Для борьбы с «иосифлянством» в Серпухове митрополит Сергий направили в город популярного среди православных верующих епископа Мануила (Лемешевского).
24 апреля 1929 года был арестован ОГПУ. 5 июля 1929 года приговорён к пяти годам заключения. В конце ноября того же года был помещён в Соловецкий лагерь, где работал врачом и заведовал тифозным бараком. Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским), а также другими священнослужителями совершал тайные богослужения в лесу. По словам профессора Андреевского, также отбывавшего срок в Соловках, «меньше чем через год, мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник».
28 октября 1930 года выездной коллегией ОГПУ по обвинению в «контрреволюционной агитации в концлагере» приговорён к увеличению срока на 5 лет. Переведён в Белбалтлаг, в г. Кемь. Там в декабре 1930 был арестован в лагере и отправлен в Бутырскую тюрьму, где ему было предъявлено обвинение по делу «нелегальной черносотенно-клерикальной и церковно-монархической организации "Истинное Православие"». 18 февраля 1931 года был приговорён к высшей мере наказания.
Расстрелян 4 июня 1931 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище, место захоронения не известно.