будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июль 2, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Николай Пробатов

Священномученик Николай Пробатов
probatov
Священномученик Николай Пробатов

Николай Пробатов — сын священника из села Игнатьева Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне — Кадомский район Рязанской области). В 1890 году 16-летним окончил Касимовское духовное училище, в 1898 году — Тамбовскую духовную семинарию. Женился, в семье родилось трое детей. В 1899 году рукоположен в сан иерея. Служил вторым священником в с. Темирево Рязанской губернии.

В 1906 г. переехал в село Агломазово Шацкого уезда Тамбовской губернии из-за грандиозного пожара, когда сгорела треть села Темирево.

Агломазовский Богоявленский храм был выстроен в 1779 г., к началу XX века он сильно обветшал, и о. Николай начал труды по его обновлению. В 1910 г. обновил иконостас. При храме был хор, и трудами о. Николая было устроено прекрасное общее пение. О. Николай о службе церковной говорил: «У меня в алтаре уголок рая». Он усердно проповедовал в храме, его стараниями было выстроено просторное деревянное здание церковно-приходской школы, в которой могло обучаться двести детей, в школе о. Николай вел уроки Закона Божия.

В 1914 году откликнулся на призыв тамбовского архиерея духовно помочь воинам во время Первой мировой войны. Несмотря на инвалидность жены, остававшейся с двумя маленькими детьми, уехал в действующую армию, служил священником походной церкви Марии Магдалины 1-й Бахмутского полка на Австрийском фронте.

В 1917 году вернулся в Агломазово.

После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги.

— А кто вы такие, что мне указываете? — решительно встретил их отец Николай. — Скажет мое начальство, тогда передам.
— Нет, — не отступали солдаты, — передавай сейчас.
— Ну, хорошо, — ответил священник, — не хотите слушать церковное начальство, соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю.

Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церковные книги.

В 1918 г. была объявлена мобилизация в Красную армию. Крестьяне, ждавшие от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевистское начальство, попросили о. Николая отслужить напутственный молебен. После молебна он сказал: «Благословляю вас на борьбу с гонителями Церкви Христовой».

Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась.

В Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и о. Николай благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены о. Николая. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала: «Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих». Помолившись, священник наугад открыл Апостол и прочел: «Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей о. Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в волю Божию. Крестьяне говорили ему:

— Беги, батюшка, убьют!
— Я никогда не бежал и сейчас не побегу.

Домашние ушли, с о. Николаем остался старший сын Александр, который не пожелал оставить отца.

О. Николай был арестован в числе односельчан по списку, подготовленному местным учителем Петром Филипповичем, который давно его недолюбливал. Арестованных поместили в подвал дома, где о. Николай всех исповедовал. Допросы велись с избиениями и издевательствами. На избиения о. Николай отвечал только «Христос терпел безгрешным, а мы за грехи свои терпим», что вызвало у истязателей издевательский хохот.

11 ноября 1918 вечером 18 человек повели к реке, остановили недалеко от берега. В это время о. Николай стал молиться, произнося громко молитвы и слова: «Господи, прости им, они не знают, что делают». После первого залпа все попадали, но о. Николай, собрав силы поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться. Другим залпом он был убит. Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них и стали известны подробности расстрела. Убиты были староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.

На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр. Весь песок был пропитан кровью, и Александр снял с него верхний слой и положил на телегу. Тело священника уже закоченело — с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили: «Батюшка нас и мертвый благословляет».

В этот же день жена отца Николая вернулась домой. Она обратилась к властям за разрешением похоронить священника возле церкви. «Что?! — возмутились каратели. — Собаке собачья смерть. Его надо отвезти на свалку. Еще спасибо скажите, что в овраг не свалили, на кладбище разрешаем похоронить».

Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов — отец Павел Мальцев из села Усады и отец Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с отцом Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить.

В 1986 г. младший сын посетил село и кладбище. Могилу помогли найти местные жительницы. По их рассказам, в могилу произведены и более поздние захоронения и оказывается, что когда разрывали могилу, то от прежних захоронений нашли только напрестольный крест, который при отпевании был с трудом вставлен в окоченевшую благословляющую руку о. Николая и при этом кресте один нетленный палец.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).