будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Ноябрь 8, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Николай Толгский

Священномученик Николай Толгский
sobor
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Николай Толгский — сын священника села Дорки Бронницкого уезда Московской губернии. Семья была большая, большим было и хозяйство. С малых лет сыновья и дочери священника приучались к крестьянской работе. Каждое серьезное дело начиналось с благословения. У Николая был абсолютный слух. Он хорошо пел, играл на скрипке. Служил регентом в лучшем в уезде Дорковском детском церковном хоре.

В 1897 году девятилетний Николай Толгский был определен в Донское духовное училище. В 1901 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году по первому разряду. В 1911 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Надгробные проповеди у важнейших представителей русского проповедничества XVIII-XIX веков».

В сентябре 1911 года женился, в семье родился один сын Юрий.

24 ноября 1911 года был рукоположен в сан священника и определен к Крестовоздвиженской церкви села Алтуфьево Московской губернии. О. Николай, кроме пастырской деятельности, занимался преподаванием, был законоучитель в Лупихинском земском народном училище и Падешкинской шестигодичной уездной земской школе.

16 марта 1913 года был переведен в церковь преподобного Сергия в Пушкарях (Москва, Колокольников переулок).

Отец Николай обладал удивительным даром слова, близкие даже звали его Златоустом. Слушать его проповеди приезжали и приходили с разных концов Москвы. Он занимался преподавательской деятельностью, был талантливым педагогом. Он вел уроки Закона Божиего в церковноприходской школе. В 1916 году был приглашен на штатную должность законоучителя в Московскую частную женскую гимназию Гейне, а затем в частное реальное училище. Помимо пастырской и духовно-просветительской деятельности о. Николай по распоряжению епархиального начальства исполнял и общественные послушания. Он приводил к присяге свидетелей в камере мирового судьи Сретенского участка.

После революции он продолжил заниматься просветительской деятельностью, создавал хоры. Отец Николай был назначен благочинным Сретенского сорока церквей, возведен в сан протоиерея патриархом Тихоном и награжден митрой.

В 1922 году был арестован за преподавание Закона Божия, но через две недели отпущен.

Он был противником обновленчества. Из доноса: «На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит на Александра Введенского, ответил: «Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации».

В 1930 и 1931 гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не посадили. Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства, жена уговаривала его снять сан и перейти на преподавательскую работу, но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения с семьей Толгских.

В его квартире на первом этаже церковного дома произвели «уплотнение». О. Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре Марии. Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся редко. От душевных страданий и голода у о. Николая испортилось здоровье. Ему как лишенцу не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь услугами знакомых верующих — частных врачей. По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел. Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.

Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие. Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая. Из доносов: «В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи. Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный защитник православной веры и благовестник».

«На проповеди говорил: „Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской империи, когда расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи, когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой, чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное”».

«На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы, говорил: „Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм. Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту церкви, не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения: “... Будете ненавидимы за Имя Мое — претерпевший до конца спасен будет“ (Мф 10, 22)... Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту веры православной...»

12 апреля 1935 года священник был арестован вместе с несколькими прихожанами: князем Н.Н.Мосальским, дворянками сестрами В.С. и О.С.Просторовыми, бывшим офицером В.И.Милеевым, А.С.Егоровым и А.П.Лебедевой, и заключен в Бутырский изолятор. Из справки на арест о.Николая, выданной СПО УГБ НКВД 10 апреля 1935 года: «Священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти».

29 мая 1935 года оперуполномоченный СПО УГБ постановил: «Материал на Н.В.Толгского выделить в особое производство и направить для внесудебного разбирательства на Особое Совещание при НКВД СССР, поскольку. Настоятель церкви Сергия в Пушкарях группирует вокруг себя верующих, обрабатывая их в религиозном и антисоветском духе, склоняя на тайное монашество и подготавливая верующих к подвижничеству и страданиям за Православную веру. Проводит систематически антисоветскую агитацию и распространяет ложные слухи о якобы проводимых Советской властью гонениях на религию и верующих».

Виновным в контрреволюционной деятельности о. Николай себя не признал. В мае 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Его отправили в село Ленинское Чимкентского района. Не успев как следует обжиться, едва зарегистрировавшись в комендатуре, Николай Толгский устроил в центральном парке занятия хорового кружка. На репетиции хора в парк бежали все от мала до велика.

В 1935-1936 годы в Южно-Казахстанской области было сконцентрировано практически все репрессированное духовенство высшей иерархии из центральных районов России. О. Николай во время пребывания в ссылке трижды приезжал к митрополиту Кириллу (Смирнову), также сосланному в Казахстан, в Яны-Курган. О. Николай всеми силами стремился вернуться к пастырскому служению и советовался по этому поводу с митрополитом Кириллом.

В свободные от работы часы батюшка писал роман «О законах последнего времени». Старался быть в курсе происходящих событий, читал газеты и журналы. В своем последнем письме родным он писал: «Только с работой плохо — негде служить, а к физической работе не гожусь. Это путешествие дало мне массу материала — пиши не хочу. Только одно плохо: жизнь уходит. Впрочем, так и надо. Слава Богу за все, что получил от Него, и за все настоящее и будущее. И за внучонка, и за вас благодарю Его. Живите дружно и больше снисходите и прощайте друг другу. Не допускайте зла. Гоните его от себя».

23 июня 1937 года он был арестован в ссылке в числе большой группы духовенства и верующих. Было инициировано дело N 723 «Об организации контрреволюционного центра церковников», во главе которого якобы стоял митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов). Наряду с обвинениями, предъявленными всем участникам дела (участник «к/р центра, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов», для «установления Патриаршества и главенства Церкви над государственной властью») протоиерей Николай Толгский обвинялся в том, что был «руководителем ссыльного духовенства в Каракатском районе, по поручению [епископа] Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство к/р элементом в селе Ленинском. Вел к/р агитацию пораженческого характера, писал к/р роман, изъятый при обыске».

Условия содержания заключенных в Чимкентской тюрьме были невыносимыми. С помощью истязаний и ночных допросов следователи пытались добиться от обвиняемых признательных показаний. На допросе на вопрос следователя: «Дайте показания о Вашей к/р деятельности», отец Николай ответил: «К/р деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу». О. Николай отказался отвечать на вопросы следователя и вины своей не признал.

Протоколы следствия о.Николая несколько раз передавались на доследование. Особых зацепок для обвинения, кроме того, что Толгский — ссыльный священник, не было. В конце концов помощник областного прокурора отправил в НКВД окончательный вариант решения: «Дело возвратить для выполнения определения облсуда. Изъять из дела все протоколы допроса, передопросить всех свидетелей и обвиняемого, указав в их показаниях, например: „дискредитировал советскую конституцию и вождей партии и правительства“ — исключив фамилии, а постановление, заключение прокурора и приговор суда изъять из дела, скорректировать их, исключить всякие выражения, не могущие быть в уголовном деле».

Вскоре в отношении о.Николая было вынесено новое обвинительное заключение, переквалифицированное по ст.58-10: «Проводил среди населения антисоветскую агитацию, дискредитировал вождей партии и правительства».

4 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области отец Николай был приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 11 января 1938 года в Лисьей балке города Чимкента, точное место его захоронения неизвестно.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).