будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Ноябрь 16, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Валент Никольский

Священномученик Валент Никольский
sobor
Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Валент Никольский — сын диакона из села Линево Борского уезда Нижегородской губернии. В 1901 году, будучи 16 лет, окончил церковно-учительскую второклассную школу. От природы Валент Никольский обладал прекрасным голосом и хорошим музыкальным слухом, поэтому после обучения на епархиальных церковно-учительских курсах, выдержав экзамен, получил звание учителя с правом преподавания хорового пения. С 1902 года работал учителем в церковно-приходской школе села Неклюдова Семеновского уезда. В этом приходе он преподавал в течение семи лет и сумел организовать при местной церкви в честь праздника Обновления храма Воскресения большой хор из крестьян. В 1905 году выдержал экзамен в Нижегородской духовной семинарии на право преподавать Закон Божий. В 1909 году женился, брак был бездетным. Преосвященный Назарий (Кириллов), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, определил Валента Никольского на место диакона в Предтеченскую церковь села Катунки Балахнинского уезда. Его рукоположение совершил 21 октября этого же года викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов). В Катунском приходе молодой диакон прослужил семь лет, и при этом по-прежнему продолжал свое обучение. Спустя годы он вновь поступил на епархиальные противораскольнические курсы, сдав 21 августа 1914 года экзамен на звание миссионера.

В 1911 году диакон Валент Никольский становится учителем пения в Александровской второклассной школе, которую когда-то окончил сам. В 1916 году по благословению архиепископа Иоакима (Левицкого) он был определен священником в приход села Андрейково Княгининского уезда. Рукоположение в священнический сан диакона Валента Никольского совершал Преосвященный Макарий (Гневушев), епископ Балахнинский.

Небольшой деревянный Вознесенский храм с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Андрейково был построен в 1898 году, на средства прихожан. Кроме самого села к церкви относились четыре соседних деревни: Иванцево, Бурлыково, Сосновка и Крашево. По официальным данным, в 1916 году в этом большом приходе насчитывалось 118 дворов и числилось 476 мужчин и 520 женщин.

Наряду с пастырским служением отцу Валенту приходилось исполнять обязанности заведующего Андрейковской церковно-приходской школой и преподавать в ней Закон Божий и пение. За свое ревностное служение отец Валент со стороны благочинного по официальным документам всегда характеризовался как пастырь «весьма хорошего поведения».

В период революционных потрясений, в 1918 году, священник Валент был удостоен своей первой награды — набедренника. И в июле этого же года он впервые был арестован представителями новой власти. По доносу одного из жителей села Андрейкова нижегородскому губернскому комиссару священника Валента Никольского, крестьянина Ивана Васильевича Кузнецова и учительницу Капиталину Уткину обвиняли в контрреволюции, в организации тайных собраний и проведении среди населения агитации против советской власти. Сотрудниками Княгининского ЧК по данному факту проведено расследование, в ходе которого было установлено, «что опрошенный по сему делу священник села Андрейкова Валент Иванович Никольский показал, что виновным себя в контрреволюционном выступлении, а также в агитации против советской власти не признает. Зачинено это на него из-за мести лицами теми же, которые были им уличены в грабежах на хуторах». Заступились за своего пастыря и односельчан и сами жители села, обратившись с официальными заявлениями в милицию, опровергая все обвинения доносчика. «Мы, нижеподписавшиеся, граждане Нижегородской губернии Княгининского уезда Курлаковской волости села Андрейкова свидетельствуем, что граждане нашего общества священник Валент Иванович Никольский и Иван Васильевич Кузнецов никогда к неподчинению советской власти народ не призывали, никакой агитации против хлебной монополии не вели и никаких тайных собраний не устраивали».

Чекисты батюшку освободили, но при этом взяли с него подписку, что он не будет вести никакой агитации ни в храме (тем самым запретили произносить проповеди), ни на собраниях. В противном случае по законам военного времени он мог быть незамедлительно вновь подвергнут аресту.

Начиная с 1926 года, иерей Валент Никольский служил в качестве настоятеля в Богоявленской церкви села Трофимово (приход которой по новому административно-территориальному делению относился к Лысковскому району). В 1932 году отец Валент за неуплату налогов был приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере, которое священник полностью отбыл. После освобождения отец Валент вернулся на прежнее место своего пастырского служения в село Трофимо. По благословению митрополита Сергия (Страгородского) на него были возложены обязанности благочинного.

В феврале 1937 года в районной газете «Лысковский ударник» была опубликована лживая клеветническая статья про местных священнослужителей. Летом этого же года на основании полученных в застенках НКВД показаний двух рабочих были арестованы фактически все священнослужители Лысковского района. 23 июля 1937 года был арестован и отец Валент, впоследствии, в сентябре, заключенный в Горьковскую тюрьму.

Обвинения против неугодного батюшки были основаны не только на показаниях допрошенных лжесвидетелей из числа местных жителей, но и на анонимных доносах в его адрес. Доносы на отца Валента были посланы по почте председателю Трофимовского сельского совета и руководству Горьковского НКВД. Доносчики писали: «Как у вас дела с попом Никольским, который агитирует у вас против колхоза. Он так тихой сапой накладывает свои паутины на граждан. Он черносотенец, что он делал в с. Катунках, когда был диаконом. Надо разоблачить такого паразита. С коммунистическим приветом сочувствующий». «Товарищ уполномоченный! Что за миндальничество в Лысковском УНКВД с попом села Трофимова Никольским, он у нас агитирует против колхоза, а мер к нему не принимают».

На следующий день после ареста состоялся единственный допрос отца Валента, во время которого он категорически отверг все выдвинутые против него лживые обвинения.

— Вы арестованы как активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Признаете ли себя в этом виновным?
— Нет, виновным себя не признаю.
— Вы в контрреволюционной деятельности изобличаетесь своими же соучастниками и руководителями, поэтому скрыть вам это от следствия не удастся, требую от вас правдивых ответов на поставленные вопросы.
— Повторяю, что я виновным себя не признаю.
— Участник контрреволюционной диверсионно-террористической повстанческо-фашистской организации Хитровский показал, что вы летом 1936 года, встретив его в городе Лыскове, высказывали террористические намерения и предлагали ему контрреволюционную деятельность активизировать, а о себе сказали, что вами создана крепкая контрреволюционная организация. Вы это признаете?
— Нет, я этого не признаю. С Хитровским я в городе Лыскове встречался, но ни о чем не разговаривал.
— Участник контрреволюционной организации Крылов показал, что в контрреволюционную диверсионно-террористическую фашистскую организацию вовлекли его вы и ему давали задания на совершение диверсионных и террористических актов. Признаете ли себя в этом виновным?
— Нет, не признаю. Священника Крылова я в контрреволюционную организацию не вовлекал и заданий ему не поручал.

Несмотря на позицию отца Валента, следователь продолжал настаивать на признании им вины.

— Горьковский митрополит Туляков показал следствию, что он вовлек вас в контрреволюционную организацию и давал вам задания на совершение диверсионно-террористических актов, которые вы выполняли и об этом перед ним отчитывались. Вы это признаете?
— Нет, я этого не признаю.

Не добившись нужных показаний от священника, разъяренный следователь НКВД обвинил его в том, что «обвиняемый Никольский Валент Иванович во время допросов ведет себя вызывающе, наносит оскорбления следователю и высказывает клевету по адресу НКВД». На основании этого 17 августа 1937 года было вынесено постановление о заключении отца Валента в карцер сроком на пятнадцать суток. Но, несмотря на все издевательства и пытки, отец Валент не изменил своих показаний.

21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Валента к расстрелу. Священник Валент Никольский был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.Служил в селе Трофимове Лысковского района.

В июне 1937 года на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района, в том числе и о. Валентин. Их обвинили в поджогах домов, принадлежавших колхозникам. Все обвинения отверг и ложных свидетельств против других обвиняемых не подписал. 21 сентября Тройка НКВД приговорила о. Валентина к расстрелу. 4 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).