будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Май 18, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Вениамин Воскресенский

Священномученик Вениамин Воскресенский
voskresensky

Василий Воскресенский — сын священника из села Переславцева Угличского уезда Ярославской губернии. Начальное образование получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме. Василий с детства пел на клиросе, в годы учебы в семинарии являлся регентом хора. Окончил духовное училище, в 1892 году, будучи 21 года, — Ярославскую духовную семинарию, в 1896 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1898 году был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. 2 июля 1901 года переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки.10 марта 1908 года переведен в Вятскую духовную семинарию. 5 мая 1909 года переведен в Вологодскую духовную семинарию.

4 апреля 1911 года был назначен преподавателем Священного Писания в Ярославскую духовную семинарию, где также являлся руководителем семинарского хора. Принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем. Участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия. Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, наиболее важным в церковном пении считал религиозную сторону. Помимо организации хора в семинарии Воскресенский создал церковный хор в родном селе Переславцеве.

В 1915 году Ярославский архиепископ Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в том числе Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями. С 1916 по 1919 год преподавал в Ярославской железнодорожной школе 1-й и 2-й ступени, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства свт. Димитрия, в начале 1917 года ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства. После закрытия семинарии Воскресенский в 1918 году перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле. В 1919 году собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета.

4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевского викариатства.

В том же году он принял монашеский постриг и 9 октября 1921 года был хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Верующими почитался как ревностный архиерей, молитвенник, старец, прозорливец, имел много духовных чад.

В 1922 году в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако православное духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу.

Тем же летом 1922 года епископ Вениамин был арестован («за хранение штампов и бланков» — видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции), заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках.

15 октября 1922 года в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более трех тысяч человек Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом преосвященного Вениамина. Несмотря на то что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. В. был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к семи годам лишения свободы. По амнистии (в связи с пятилетием советской власти) срок был сокращен до пяти лет, в 1926 году епископ Вениамин был освобожден.

Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего викариатства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедническим даром священников.

Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье, заключен в ярославскую тюрьму. Владыку обвинили в «монархической агитации», которая состояла в том, что диакон за архиерейским богослужением возглашал: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело» (Пс. 20, 2). Проходил по групповому «делу епископа Вениамина (Воскресенского), священника Стратилатова В. И. и др. г. Ярославль, 1927 г.».

В ответ на требование следователя епископ Вениамин рассказал о своих поездках по уезду и изложил содержание своих проповедей: «Я говорил о научном просвещении, что полнота научного просвещения ведет к вере, а к неверию ведет недостаток такового. Указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом. Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности, о постах говорил, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы. Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а наоборот, недостаточной сознательностью... Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти, моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти».

Из материалов следственного дела:

«11 июня произнес проповедь, содержание которой сводилось к резкой критике Коммунистической партии, внедряющей недоверие в широкие массы населения, делая в ней ссылки на ученых — Эдисона и др., которые твердо верили и признавали Бога».

10 июля 1927 года следствие было завершено, материалы отправлены для окончательного решения в Москву, дело было передано на рассмотрение тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сентября 1927 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Вениамин был признан виновным в том, что «среди своего окружения и при проведении богослужения проводил антисоветскую агитацию, выражал недовольство Советской властью, проводимыми мероприятиями в отношении церкви» и был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

Отбывал срок в поселке Джамбейта Уральской обл., в 1929 году был переведен в село Каратюбе в той же области.

В ссылке епископ поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации 1927 г., епископ Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 году писал из ссылки: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией. Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не "мирюсь" и не "соглашаюсь" с митрополитом Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше — предоставляю решить церковному сознанию».

В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма владыки Вениамина, изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 года сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 года ОГПУ в городе Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих.

1 апреля 1930 года епископа Вениамина арестовали вместе с другими 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах владыка виновным себя не признал, заявил, что мн. «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство — два разных института».

По сведениям ПСТБИ, по отбытии наказания, 28 мая 1930 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР епископ Вениамин был лишен права проживания в 8 областях с прикреплением к определенному месту жительства, в 1931 году был вторично арестован в ссылке, привлечен по делу «Ярославского филиала ИПЦ».

Следствие продолжалось около года, епископ тяжело болел (правая сторона тела была парализована) и был помещен в тюремную больницу. 10 сентября 1931 года тройка при полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице в окрестности города Красноводска (Туркмения).

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).