будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Июль 1, 2025
Бутовский полигон

Священномученик Зосима Трубачев

Священномученик Зосима Трубачев
trubachev
Священномученик Зосима Трубачев

Зосима Трубачев — сын диакона села Пучуга на Северной Двине Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область). У Зосимы было ещё три брата. Все они получили образование в духовном училище Никольска, но только Зосима продолжил обучение в Вологодской духовной семинарии, а по окончании её, в 1914 году, когда ему был 21 год, — направлен в Московскую духовную академию.

От природы у Зосимы был прекрасный слух и голос. Ещё в семинарии овладел навыками управления хором и замещал регента. Годы обучения в Московской духовной академии (1914-1918 годы) он провел через старческое руководство духовников Троице-Сергиевой Лавры и Смоленской Зосимовой пустыни, его любимыми преподавателями были архимандрит Иларион (Троицкий) и священник Павел (Флоренский). Он также глубоко почитал праведного отца Иоанна Кронштадтского, особенно близкого ему по родному северному краю.

В студенческие годы Зосима был одним из лучших регентов в Академии, управлял вторым академическим хором. За год до окончания Академии в 1917 году Зосима женился, венчание совершил отец Павел Флоренский.

Под руководством отца Павла студент Зосима Трубачёв написал в 1918 году кандидатское сочинение на тему: «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам». Участие отца Павла в судьбе отца Зосимы имело и дальнейшее продолжение: в послевоенные годы семьи их породнились, а внук отца Павла и отца Зосимы, игумен Андроник (Трубачев) стал продолжателем священства обоих родов.

В апреле 1918 года Зосима Трубачев был рукоположен во священника святейшим патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. В первые годы священства отец Зосима служил в селе Подосиновец Великоустюжской епархии, что в 50 верстах от станции Пинега, настоятелем Богородице-Рождественского храма. Он посещал больных в отдалённых селениях прихода, устраивал воскресные беседы с народом, обличал сектантов.

Батюшка взял на воспитание 13-летнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора, которая впоследствии всюду следовала за его семьей. Поселился он в большом церковном доме вместе с матерью, женой и братьями; женщины сами вели хозяйство и пекли просфоры. В Подосиновце родились дети: Сергей, Анастасия и Алексей. Зимой 1921 года батюшка заболел сыпным тифом и находился между жизнью и смертью. В Крещенский сочельник пришёл священник из храма, окропил больного святой водой и батюшку, как умирающего, отвезли в больницу. Тогда отец Зосима выжил, но пережитое оставило глубокий след в его душе.

В 1922 году, в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей, батюшку впервые арестовали и отправили в Великий Устюг, откуда он через месяц вернулся и продолжил служение.

В годы начавшихся расколов, оторванный от Москвы, батюшка, не зная истинного положения церковных дел, обращался за советом к отцу Павлу Флоренскому. Его письма исполнены ревности идти до конца за истиной: «Как быть, где правда, за кем идти и вести вверенное мне Богом малое стадо, чтобы не погубить их и самому не заблудиться?»

В сентябре 1924 года отца Зосиму перевели в Ивановскую епархию, некоторое время он служил в Кохме — рабочем предместье Иванова, где снова, на короткое время, был арестован.

В 1926 году отец Зосима совершил паломничество в Саров на празднование обретения мощей преподобного Серафима. Он взял с собой семилетнего сына Сергея. Побывали они и в Дивеево у блаженной Марии Ивановны. Она ласково простилась с путниками. Неизвестный юродивый предсказал нечто отцу Зосиме о нём и об открытии недостроенного собора. Паломничество это укрепило отца Зосиму на вскоре предстоящее ему тяжёлое церковное послушание.

В 1926 году батюшка был назначен настоятелем Введенского (так называемого «красного» храма) в самом Иванове, где он совершал поистине подвижническое служение в сане протоиерея до осени 1928 года. Отцу Зосиме в условиях тяжелейшего противостояния обновленцам приходилось отстаивать и защищать вверенный ему храм, который требовал больших работ по внутреннему убранству: усилиями батюшки был установлен красивый деревянный резной иконостас, восстановлена деревянная колокольня и установлен ежедневный уставный звон. Батюшка настойчиво преодолевал всякую небрежность в отправлении чинопоследований, отстаивал обиходные традиции церковного пения, несовместимые с концертностью, проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним и других священников. В 1928 году он бесстрашно провёл последний в советское время в Иванове Пасхальный крестный ход. С трудом верным прихожанам удалось с помощью охраны ивановских рабочих избежать боя с дюжими хулиганами, поджидавшими их на улице.

В 1928 году, вскоре после ареста правящего архиерея, владыки Августина, Введенская церковь была закрыта, а батюшка арестован. Его и других священнослужителей обвинили в «контрреволюционной деятельности», которую усмотрели в том, что ими собирались подписи и посылались в Москву петиции с просьбой вернуть из ссылки на епископство Владыку Августина. Отец Зосима, «как один из наиболее рьяных тихоновцев» (так говорилось в доносе), был выслан на три года в Вологодскую губернию.

Ссылку батюшка отбывал в городе Вельск (120 верст от железной дороги). Служить ему не разрешали. В 1929 году ссылку ужесточили, отправили в лагерь на лесоразработки в район станции Коноша-Няндома Северной железной дороги. Слабое здоровье отца Зосимы не выдержало тяжелых условий работы, и его перевели на перевозку лесоматериалов к станции Коноша.

В 1932 году батюшке разрешили переезд в Юрьев Польский, но без права церковного служения. Там он работал в совхозе, а в свободные дни руководил клиросным пением в храме во имя святых безсеребреников Косьмы и Дамиана. Сын же его Сергей прислуживал в алтаре и пел в хоре. В Юрьеве-Польском батюшка много читал творения Святителей Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника (Вышенского). Там же батюшка встретился с высланным настоятелем Уссурийского Свято-Троицкого монастыря архимандритом Сергием (Озеровым), благодатным старцем, заочным наставником разбросанных по стране насельников дальневосточной обители. Беседы с этим старцем, его неторопливые повествования о любимой обители на Уссури, куда перенес он с Валаама строгий устав монастырской жизни, вместе с его благословением имели для отца Зосимы особый духовный смысл. Это подготовило его к будущим испытаниям и воспитало в нем непрестанную внутреннюю молитву.

За годы ссылки батюшка стал сдержаннее в проявлении своих чувств. По воспоминаниям его сына, диакона Сергия, ставшего церковным композитором, в отце преобладало светлое восприятие жизни, он был общителен, легко сближался с людьми и люди к нему тянулись. Он очень любил детей, устраивал на Рождество в своём доме елку и приглашал всех знакомых детишек. Сам любя музыку, батюшка стремился и детям привить любовь к ней, играл и пел с ними «Песни для детей» П. И. Чайковского на слова А. Н. Плещеева.

Летом 1934 года закончился срок ссылки, ограниченный проживанием без права выезда и служения, и отец Зосима поспешил навестить мать — она жила в Архангельске. Затем он приехал в Москву для устройства своего церковного служения. В том же году вернулся — из второй уже ссылки в лагерь на реку Свирь — преосвященный Августин, которого митрополит Сергий Страгородский назначил на Калужскую кафедру. В Москве произошла встреча отца Зосимы с любимым архипастырем, и владыка предложил ему служение в Малоярославце. Отец Зосима с радостью согласился на предложение. Он служил в Малоярославце настоятелем Казанского собора и благочинным до последнего, четвёртого ареста.

Отец Зосима был арестован 26 января 1938 года. После допроса, состоявшегося 29 января, отец Зосима был обвинён в «контрреволюционной деятельности»: в церкви, где он служил, проводились сборы в пользу детей недавно арестованного владыки Августина (он был из вдовых священников). В обвинительном заключении по словам свидетелей приводились такие высказывания отца Зосимы: «Коммунисты путём ареста хотят запугать народ. Мы должны умереть, но защитить веру Христову от антихристов-коммунистов... Вокруг советской власти сдвигаются тучи грозные — Япония завоевала весь Китай и готовится воевать против Советского Союза. Германия в союзе с Польшей и Италией тоже приготовилась для войны с советской властью — и когда они пойдут против советской власти, наш долг помочь им уничтожить варваров-коммунистов...» По всем этим обвинениям батюшка себя виновным не признал. Постановлением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области, отец Зосима 19 февраля 1938 года был приговорён к расстрелу на основании обвинения в «контрреволюционной агитации».

26 февраля 1938 года отец Зосима был расстрелян и погребён в общем могильнике Бутовского полигона.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).