После слияния «Северстали» с Arcelor на металлургическом рынке ожидается очередная крупная сделка с участием российской компании. Как стало известно, одновременно с возобновлением переговоров о приобретении около 40% акций крупнейшего российского сталелитейного холдинга Evraz Group Роман Абрамович начал консультации с британской Corus Group – седьмой по величине сталелитейной компанией в мире. По данным «Коммерсанта», переговоры о покупке в Corus «пакета акций меньше контрольного» Абрамович начал около двух недель назад.
Эксперты полагают, что если обе сделки состоятся, то между компаниями произойдет обмен акциями, в результате которого Corus получит дешевое сырье из России, а Роман Абрамович станет одним из ключевых акционеров британской компании. Это предположение основано на вчерашнем заявлении Corus Group о том, что в первом квартале ее чистая прибыль упала на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за роста цен на электроэнергию и сырье. В связи с этим Corus не прочь получить долю на рынках с низкой себестоимостью стальной продукции, в том числе в России. Ранее Corus уже вела переговоры с «Евразом» о покупке его акций, однако договориться не удалось.
Теперь ситуация может измениться. Как сообщал «Полит.ру», накануне Evraz Group подтвердил факт переговоров о продаже «значительной доли» своих акций контролируемой Романом Абрамовичем Millhouse Capital. Вместе с тем было отмечено, что стороны пока не заключили обязывающего соглашения о сделке.
Если в результате Абрамович все же завладеет блокирующим пакетом акций «Евраза», то, полагают аналитики, не исключено, что он сумеет договориться о слиянии «Евраза» с Corus.
В самой Corus отказываются комментировать информацию о возможной сделке, но считают, что она может произойти по следующей схеме: Corus проведет допэмиссию, которая будет обменена на акции Evraz, приобретенные Романом Абрамовичем. В этом случае Corus, обладающая высокими технологиями, получит доступ к дешевому российскому сырью и сможет улучшить свои финансовые показатели. Российская сторона, в свою очередь, получает стабильный рынок сбыта.
По сообщению Reuters, после сегодняшней новости акции Corus при открытии торгов в Лондоне выросли на 2,6%. Как отмечает аналитик Oriel Securities Марк Хадсон, Corus сейчас крайне заинтересована в том, чтобы заключить сделку с представителем страны, имеющей дешевое сырье и растущую экономику. Вместе с тем он считает, что британскую компанию может заинтересовать Индия или Бразилия, где политические риски для бизнеса не так велики, как в России.
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов сказал «Полит.ру», что консолидация британской Corus c российской Evraz Group реальна, однако со стопроцентной уверенностью говорить о возможности подобной консолидации, по его мнению, еще рано. Комментируя ситуацию в целом, Парфенов подчеркнул, что сегодня уже можно увидеть довольно четкую тенденцию к слиянию мировой сталелитейной промышленности с отечественной. Причем процессы укрупнения производств отмечаются не только на мировом, но и на внутрироссийском уровне, отметил аналитик.
Слияние «Северстали» и Arcelor под угрозой
Между тем другое крупное металлургическое слияние – «Северсталь» и Arcelor – может оказаться под угрозой. Крупнейшая сталелитейная корпорация Mittal Steel, которая из-за этой сделки не смогла поглотить Arcelor, через работающий на нее американский банк Goldman Sachs развернула масштабную кампанию против слияния двух компаний. Около 30% держателей акций Arcelor, которые выступали за слияние с Mittal Steel, потребовали созыва общего собрания акционеров компании и проведения голосования относительно слияния с «Северсталью». По данным представителей Mittal Steel, держатели акций Arcelor требуют, чтобы были изменены условия голосования по вопросу о слиянии и данное решение принималось двумя третями от общего числа акционеров.
И это не единственная опасность. На днях президент США Джордж Буш объявил о назначении на пост министра финансов Генри Полсона-младшего – главного исполнительного директора банка Goldman Sachs. Участие Минфина США на стороне Mittal Steel может превратить бизнес-конфликт вокруг слияния «Северстали» с Arcelor в транснациональный конфликт. По сути, впервые российская сырьевая компания сталкивается с подобным уровнем противодействия на международной арене.