будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Аграрные уроки аномальной жары

Аграрные уроки аномальной жары
gric_big

Аномальная жара на территории Россииподкорректировала планы российских аграрных холдингов по расширению присутствияна мировом рынке продовольствия. Пожары и засуха на большей частизернопроизводящих регионов снизили виды на урожай; причем эти виды оказалисьниже критических значений: считается, что для полного обеспечения внутреннихпотребностей российскому хозяйству необходимо 75 млн. тонн, а по недавнемупрогнозу Министерства сельского хозяйства сельхозпроизводители соберут только60-65 млн. тонн. Таким образом, прогнозируемый дефицит составляет 5-10 млн.тонн, правда, с отклонениями в ту или другую сторону по отдельным культурам.

Основной, хорошо понятной для всехмерой, которое применило Правительство РФ в этой ситуации, стал запрет наэкспорт зерновых культур. Это решение не вызвало восторга у российскихагрокомпаний, так как им угрожают штрафы за срыв экспортных контрактов (еслизапрет экспорта не удастся объявить форс-мажором), потеря деловой репутации и,что хуже всего, потеря места на мировом рынке, которые они с трудом завоевализа несколько последних лет. Аграрии справедливо указывали, что хотя в этом годунеурожай, зато от нескольких прошлых урожайных лет скопился большой запасзерна, размер которого составляет около 24 млн. тонн, и с учетом этого запасадаже при нынешнем недоборе зерна ситуация не выглядит критической.

Кроме того, существуют более или менееприличные запасы готовой продукции в оптовом звене торговой сети, а посколькуреализация этих товарных групп всегда шла очень медленно, то сейчас появиласьпрекрасная возможность, пользуясь паникой потребителей. сбагрить им эти запасыи высвободить вложенные в них средства. 

Однако власти все-таки не пошли наповоду у экспортеров, ссылаясь на то, что экспорт в условиях неурожая чреватростом цен на внутреннем рынке, а этого они не могут допустить ни в какомслучае. От этого заявления, надо сказать, попахивает дешевым популизмом, таккак власти могли сочетать интересы и агробизнеса, и рядовых потребителей,разрешив экспорт, но при этом установив экспортную таможенную пошлину на зернои муку. Доход от этой пошлины можно было бы использовать для разовых  выплат («хлебные надбавки») наименееобеспеченным слоям потребителей, что компенсировало бы им рост внутренних ценна отдельные виды пищевой продукции. 

Но власти не пошли этим путем, так каким пришлось учесть еще несколько обстоятельств, делавших экспорт в 2010 годуочень проблематичным. Дело в том, что кроме покрытия текущей потребности продовольственногорынка – как внутреннего, так и внешнего, – необходимо предусмотреть ресурсы дляпроведения сева следующего сезона. А ресурсы для проведения посевной требуютсязначительные. Так, зерновой клин в России в 2010 году составлял 43 млн. га (15млн га озимых и 28 млн. га яровых). На засев одного гектара нужно 3 центнеразерна, а на всю посевную кампанию должно уйти 13 млн. тонн. Цифра эти и так немаленькая, а с учетом неурожая текущего сезона и вовсе огромная. Поэтому не удивительно,что власти решили подстраховаться, и в первую очередь обеспечить аграрныепредприятия посевным материалом.

Другое соображение, которое надо былоучитывать, – сохранение поголовья крупного рогатого скота, что при сузившейсякормовой базе сделать будет очень трудно. Провести убой скота можно быстро, авот для восстановления поголовья до прежнего уровня потребуется очень многовремени. И пока поголовье не восстановится, сократившееся внутреннеепроизводство придется компенсировать импортом, что далеко не всегдапредставляется удобным.

И третья причина, подвигнувшая власти назапрет экспорта, состоит в том, что неурожай данного года может очень легкоповториться в следующем году. И если в этом году сельское хозяйство страдало отзасухи, то в следующем оно может понести потери от чересчур обильных дождей. Вистории России такое, кстати, бывало, поэтому соображения о двух неурожаяхподряд наверняка не могли пройти мимо внимания руководящих органов, принимавшихрешение о запрете экспорта.

В общем, давление этих обстоятельствоказалось сильнее, чем соображения о потере внешнего рынка. Более того, этисоображения могут быть окончательно торпедированы еще одним фактором, о которомстала появляться информация, – в связи с дефицитом отдельные регионы договорилосьоб импорте зерна из стран ближнего зарубежья. То есть Россия из экспортера водин момент превратилась в импортера зерна, и в этом смысле потеря места намировом зерновом рынке ее больше не должна беспокоить.

В общем, с погодой шутки плохи, и ситуацияс урожаем текущего сезона наглядно подтвердила эту истину. Несмотря на всеуспехи прошлых лет, Россия по-прежнему остается страной, ведущей сельскоехозяйство в зоне рискованного земледелия, и, следовательно, ее экспорт – этопросто продажа временных излишков, случайность, а не твердо закрепленное местов мировом разделении труда. 

В связи с этим обстоятельством в самомближайшем будущем необходимо принять кое-какие меры на тот случай, еслиподобная ситуация повторится, - чтобы впредь она не имела столь удручающихпоследствий.

Во-первых, поскольку теперь уже нафактах доказано, что урожай в России очень волатильный,  необходимо иметь большой резерв зерновых,гораздо больший, чем нынешние 24 млн. тонн. Этого резерва должно хватать напокрытие двух неурожаев подряд, и его надо иметь на всех уровнях – федеральном,региональном и у коммерческих компаний агросектора.

Во-вторых,  поскольку Россия может оказаться  не только экспортером, но и импортером зерна,имеет смысл хеджировать риски от возможного роста цен, если российские компаниипрекратят поставки на внешний рынок и, наоборот, станут на нем покупателями.

И в-третьих, сельхозпроизводителям надовсе-таки всерьез задуматься о страховании своих посевов. Сейчас, конечно, нашедоброе государство окажет помощь всем пострадавшим, но в дальнейшем о такойпомощи не может быть и речи. Если хозяйство не страхуется, то при неурожае нагосударственную помощь ему нечего рассчитывать, и пусть оно становитсябанкротом. А хозяйствам, застраховавшим посевы, помощь окажет страховаякомпания при субсидиарной поддержке государства. 

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).