В продолжение семинара Российской венчурной компании по проблемам инноваций в энергетике мы побеседовали с директором Института проблем нефти и газа РАН, академиком РАН, зав. базовой кафедрой моделирования месторождений углеводородов РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Анатолием Николаевичем Дмитриевским.
Какие направления инноваций в энергетике вы считаете самыми перспективными?
Те направления, которые дадут дополнительную добычу нефти с учетом рационального природопользования, чтобы не истощать месторождения, как это сделала в свое время компания «Славнефть», которая увеличила добычу нефти, снизив тем самым коэффициент нефтеотдачи. Тогда добыча была высокая, но ее последствия — печальные.
Из какой концепции будущего мировой и российской энергетики инновации должны строиться?
Инновационный процесс часто не связан с тенденциями развития. Безусловно, инновации должны быть направлены на наиболее перспективные, эффективные и энерго- и ресурсосберегающие технологии. Если появились возможности добычи нефти и газа на больших глубинах, то инновационные процессы должны это учитывать. Это не тенденция развития нефтяной и газовой промышленности. Это то, что подсказывает нам природа. Возьмем, например, сланцевый газ. Лет 10 назад никто не предполагал, что могут быть технологии, который позволят добыть газ из глинистых сланцев. Думаю, тут вопрос по-другому надо формулировать: что позволят сделать инновационные технологии с точки зрения продления эффективной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений? Речь идет о том, чтобы продлить эпоху углеводородов в ожидании периода, когда будут созданы безопасные ядерные технологии или откроются новые источники использования энергоресурсов.
Где будет центр развития этих инноваций - в энергогигантах или в новых компаниях?
Центр инноваций будет находиться в России. Успешность этого развития показывает фундаментальная наука, которая сегодня на практике реализует новые научно-технические и технологические решения. Если раньше академическая наука работала на «полку», пополняя знания о природе, которые десятилетия, а то и столетия, не были востребованы, то сегодня, проводя фундаментально ориентированные исследования, академическая наука создает базис инновационных технологий для конкретных отраслей экономики промышленности. Благодаря этим технологиям российская нефтяная и газовая промышленность России «рванет» в своем развитии и наши компании будут самыми активными в инновационном развитии.
Сейчас создаются инновационные центры в «Газпроме», в нефтяных компаниях. Российская академия наук заключает с ними соглашения и будет передавать им свои разработки.
Какие разработки вы посоветовали в кулуарах семинара предпринимателю Максиму Шеховцову, поинтересовавшемуся, куда в энергетике вкладывать деньги?
У него чутье есть, он вложил средства в трехмерную сейсмическую разведку, это, может быть, самое перспективное направление в геофизике. Но вообще все зависит от финансов. Если финансовые ресурсы достаточны, можно вкладываться в освоение месторождений, сначала получив лицензию на перспективный участок недр, а затем, пригласив передовые компании, постараться открыть на этих участках месторождения. Затем, используя передовые технологии, можно начать на них активную добычу нефти или газа. Если со средствами не очень, можно вкладываться в отдельные сервисные проекты и их развивать.