будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство

Академик РАН: «Предлагаемые Минфином нововведения создают угрозу бюджетному процессу»

Академик РАН: «Предлагаемые Минфином нововведения создают угрозу бюджетному процессу»
nekipelov2
Александр Некипелов. Источник: Фото: spravedlivo.ru

Дискуссия вокруг предложений Минфина о повышении налога на добычу полезных ископаемых, переведенная в публичную плоскость главой министерства Антона Силуанова посредством статьи в газете «Ведомости» (№ 1878 от 07.10.2015 г., «Брать или не брать»), получила продолжение. В сегодняшнем номере того же издания опубликован ответный материал академика РАН, доктора экономических наук Александра Некипелова, в котором известный ученый опровергает аргументы и логику изложения министра, называя их «несостоятельными».

По словам академика, в своей статье Силуанов «претендует на объективность» и  «хочет «расставить все точки над i», т. е. предполагает последнее слово оставить за собой», однако реальная картина функционирования нефтяной отрасли и ее взаимоотношений с бюджетом «остается за кадром, и у читателя может сложиться впечатление, что нефтяная отрасль и нефтяные компании всячески пытаются изъять средства из бюджета государства».

«В действительности все обстоит ровно наоборот, — пишет Некипелов. — Специалистам и, конечно же, самому Министерству финансов хорошо известно, что нефтегазовая отрасль обеспечивает более 40% доходов федерального бюджета. Уровень изъятия средств из нефтяной отрасли кратно превышает уровень налогообложения других отраслей российской экономики. У российских нефтяных компаний этот уровень является одним из самых высоких в мире и уступает лишь соответствующему показателю у компании Saudi Aramco (Саудовская Аравия). В текущем году общая доля фискальных изъятий государства в совокупном доходе нефтяных компаний составит 82%».

Академик отмечает, что манипуляции с формулами налогообложения — любимое занятие в Минфине. «Не так давно в рамках так называемого большого налогового маневра за счет изменения этих же самых формул Министерству финансов удалось изъять из нефтяной отрасли несколько сотен миллиардов рублей», — напомнил автор статьи. При этом он обращает внимание на следующее утверждение Силуанова: дескать, «выгода нефтяных компаний от изменения суммы вычета в рублях только по НДПИ на нефть составит порядка 500 млрд руб., что практически полностью обеспечивает рост показателя EBITDA российских нефтяных компаний». «Однако в письмах и обоснованиях, которые были подготовлены нефтяными компаниями и которые имеются в распоряжении министерства, показано, что никакого дохода от девальвации нет и в помине, — пишет Некипелов. — И совершенно непонятно, почему Минфин оперирует номинальными показателями, которые не подтверждаются в отчетных документах компаний».

В качестве примера Некипелов приводит публичную отчетность за первое полугодие текущего года шести крупнейших российских нефтяных компаний, на которые приходится более 85% добычи в стране («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть» и «Сургутнефтегаз»). «Рост EBITDA согласно этой отчетности составил 113 млрд руб., или 8%, — отмечает академик РАН. — При этом рост добычи за данный период — 5%. Таким образом, из 8% прироста показателя EBITDA 5% связаны с расширением производства и обеспечены за счет инвестиций (которые, к слову, увеличились на 144 млрд руб. (20%), а оставшиеся 3% связаны с увеличением глубины переработки из-за ввода новых установок по программе модернизации».

Еще один момент, на который, по словам Некипелова, Минфин закрывает глаза, — это плановый рост базовой ставки НДПИ, уже заложенной в законодательство. «Силуанов пишет, что с 2014 по 2016 г. размер вычета по НДПИ увеличится с 570 до 950 руб. на тонну, т. е. на 380 руб., — отмечает экономист. — При этом базовая ставка, которая в формуле НДПИ умножается на результат от этого вычета, растет примерно на ту же величину (857 - 493 = 364). Это в 2016 г., а в 2017-м рост составит уже 426 руб.».

Что  касается увеличившихся рублевых доходов от экспорта нефти в размере 200 млрд руб., то, по словам автора статьи, они «были съедены ростом стоимости нефти для российской переработки после увеличения НДПИ в рамках принятого налогового маневра». На фоне этого удивляет отраженная в статье Силуанова «озабоченность Минфина ростом инвестиций в нефтяных компаниях». «То есть если отрасли в условиях экономического спада и двукратного падения цен на нефть удается удерживать и даже наращивать инвестиции, то это плохо?!» — задается вопросом автор.

«Предложение изъять девальвационную прибыль несостоятельно еще и потому, что в мире никто не изымает у конкретных отраслей доход от изменения курса (ведь часть прибыли от курсовой разницы изымается через налог на прибыль), — добавляет Некипелов. — Если же говорить о нефтяной отрасли, заметим, что половина добываемой нефти потребляется внутри страны, а это означает, что «дополнительный доход» нефтяников от экспорта нефти практически равен дополнительному расходу при покупке нефти для переработки. Аргумент, что нефтяники не покупают нефть, а просто используют для переработки ту нефть, которую сами же и добыли, также несостоятелен, по той простой причине, что отрасль функционирует в рыночной экономике и ее доходы и расходы определяются рыночными ценами».

Комментируя вывод Силуанова о том, что увеличение валового объема инвестиций в нефтяном секторе «в текущих условиях становится прямым препятствием для процесса диверсификации экономики», Некипелов отмечает, что инвестиции нефтегазовой отрасли «порождают мощный мультипликативный эффект, который также, в свою очередь, тормозит падение инвестиций и производства в других отраслях российской экономики». «Возможно, это расстраивает Министерство финансов, но в России привыкли этим гордиться», — заключает экономист.

Не согласен Александр Некипелов и с утверждением главы Минфина о том, что «источником средств для увеличения инвестиционных программ» стал «рост дефицита бюджета». По словам академика, на самом деле именно бюджет оказался крупнейшим получателем девальвационной прибыли, поскольку его удается верстать с малым дефицитом за счет «колоссального обесценения российской валюты».

«Как хочет нас уверить господин Силуанов, «представители нефтяных компаний кивают на валовые показатели инвестиций и добычи» и не обращают внимания на операционные издержки. Более того, по словам министра, «операционные издержки российских компаний активно растут». «Откуда у Минфина такие сведения, остается только догадываться, — пишет Некипелов. — По крайней мере, согласно официальной отчетности уровень операционных издержек в российских нефтяных компаниях значительно ниже, чем у большинства конкурентов. Так, по итогам первого полугодия 2015 г. операционные расходы на добычу «Роснефти» составили $2,8 на баррель н. э., аналогичные показатели «Лукойла» и «Газпром нефти» — $4,5 и $4 на баррель н. э. соответственно. При этом расходы на добычу зарубежных конкурентов — в диапазоне от $8 (Statoil) до $17 (Chevron) на баррель н. э.»

Рассуждая о макроэкономических последствиях налоговых новаций Минфина, экономист отмечает, что, по данным отраслевых расчетов, «после определенного роста доходов бюджета от нефтяной отрасли в 2016-2018 гг. в дальнейшем они начнут снижаться. «Причина — в существенном повышении налоговой нагрузки, приводящей к значительному снижению инвестиций в разведку и добычу, — пишет Некипелов. — Предлагаемые налоговые новации нарушают хрупкий баланс доходов, инвестиций и производства, пока еще сохраняющийся в отрасли. В результате за ближайшие три года инвестиции в отрасль уменьшатся на 2 трлн руб., а добыча нефти сократится на 100 млн т, сформируются условия для долгосрочного тренда снижения производства. Потери доходов бюджета, вызванные падением производства, в конечном итоге существенно превысят дополнительные доходы государства в 2016-2018 г. Тем самым, предлагаемые Минфином нововведения не только утрачивают всякий смысл, но, как мы видим, создают угрозу бюджетному процессу в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

«Поразительным» академик называет утверждение Силуанова о том, что издержки нефтяных компаний, оказывается, «финансируются» повышением процентной ставки в экономике. «На самом деле издержки компаний, не только нефтяных, повышением этой ставки не просто не финансируются, а катастрофически усугубляются, — парирует Некипелов. — Впрочем, стоит ли удивляться: в последнее время министр не устает радовать общественность теоретическими новациями. Оправдывая тяжелые последствия для экономики страны от проводимой макроэкономической политики, Антон Германович уже не раз заявлял и о том, что если бы в докризисные времена отчисления в резервные фонды были больше, то рубль не оказался бы столь «переоцененным», а следовательно, и его падение не было бы столь обвальным. В реальности же отчисления налоговых доходов государства в резервные фонды преследовало цели стерилизации денежной массы, а потому содействовало не снижению, а повышению курса рубля».

В заключение доктор экономических наук выражает надежду, что мнение участников этой публичной дискуссии (нефтяных компаний, экспертного сообщества и общественности) «будет услышано и принято в расчет при принятии окончательного решения».

 

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).