будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Американский кризис на службе российской экономики

В рамках цикла «Публичные лекции «Полит.ру» прошел, без преувеличения, один из самых интересных экономических докладов. Его автор, Леонид Вальдман, длительное время живет и работает в США, поэтому обладает наиболее полной информацией о состоянии этого самого крупного в мире рынка, динамика которого оказывает влияние на все остальные локальные рынки. Это влияние, разумеется, распространяется и на нас, хотя для России последствия изменения американских тенденций выглядят несколько по-иному, чем, например, для Японии, Китая или Европейского Союза. США не являются для нас основным рынком сбыта, как для Японии или Китая, а Россия, в отличие от Китая, не является реципиентом американской технической помощи или значительных американских инвестиций, да и российские товары, в отличие от товаров, произведенных на территории Евросоюза, не конкурируют с американскими по всей территории земного шара. Тем не менее российская экономика все равно зависит от состояния американской, так как именно последняя определяет изменение самого значимого для российского хозяйства параметра - цены на нефть.

Начавшийся в 2002 году ее рост, который как только ни пытались объяснить, вдохнул в экономику России вторую жизнь, снова начинавшую сползать в рецессию после подъема 1999-2001 годов. Тогда, по окончании трех лет восстановительного посткризисного роста, стимулы для его продолжения заметно ослабли, и если бы не экономический кризис в США, то и вовсе сошли бы на нет. Однако, как это ни парадоксально, именно американский кризис (а точнее – метод, которым с ним стала бороться администрация президента Джорджа Буша) позволил вылезти российской экономике из трясины.

Метод этот был до удивления прост: накачивание американской и, соответственно, мировой экономики долларовой ликвидностью. Увеличение эмиссии долларов позволило сразу же достичь нескольких целей. Во-первых, американские корпорации, имеющие большие товарные запасы, могли рефинансировать их под более низкую процентную ставку, так как увеличение денежного предложения ведет к падению ставок и делает бремя содержания этих запасов не таким тяжелым. Во-вторых, такую же передышку получили американские домохозяйства, имеющие задолженность по ипотечным кредитам под залог недвижимости. Из-за падения ставок стоимость обслуживания ипотечных кредитов значительно уменьшилась, и высвободившиеся средства были направлены на затоваренный рынок, помогая его расчистке. В-третьих, увеличение предложения американской валюты не могло не вызвать ее девальвацию относительно других мировых валют, а это означало, что товары, произведенные в Америке, получают конкурентные преимущества перед товарами, произведенными, например, в еврозоне. В тоже время внутренний американский рынок оказывался надежно защищенным от импорта из других стран.

Таким образом, благодаря сокращению процентных расходов домохозяйств и девальвации доллара товарные запасы корпораций сокращались достаточно быстро, что позволило им обойтись без традиционных в подобных случаях массовых увольнений, хотя понижение ставок заработных плат и увеличение интенсивности труда занятых произошло практически везде. Но этот эффект, который от политики денежной накачки и девальвации получила экономика США, был возможен потому, что ей удалось повесить «плохие» долги своих корпораций на весь остальной мир. Во многом благодаря этому перевешиванию долгов американские производители устояли и смогли пройти фазу кризиса без особых потерь.

Задача, которую удалось решить американской администрации, состояла в том, чтобы заставить внешний мир увеличить покупку американских долговых обязательств. Естественно, это были не корпоративные обязательства, так как, повторяем, их эмитенты выглядели не очень привлекательно, а государственные долги, т.е. облигации правительства Соединенных Штатов. Получая средства от продажи своих облигаций за границей, американский бюджет мог расширить финансирование государственных закупок у американских корпораций, а это, в свою очередь, позволило им удержаться на плаву в трудные времена. А теперь, когда этот период позади и реструктуризация бизнеса проведена, они могут за счет более высокой прибыли платить более высокие в абсолютном выражении налоги в бюджет, хотя ставки налогов были серьезно снижены.

Таким образом, иностранные инвесторы вынуждены были дать денег на ликвидацию кризисных явлений в США, хотя эти кризисные явления, казалось, должны были быть им на руку. Но американские монетарные власти смогли все-таки всучить им облигации - по сути дела, ни японцам, ни китайцам деваться было некуда. Постоянная девальвация доллара требовала принятия мер по защите «отечественного производителя», а лучшим способом для этого является скупка избыточного долларового предложения в резервы национальных центральных банков. Что эти центробанки и делали все последние четыре года, доведя размеры своих долларовых активов до невообразимых размеров. Поскольку в резервах находятся не деньги, а облигации, то, таким образом, бремя американских долговых обязательств приняла на себя вся мировая банковская система. И благодаря ее устойчивости американская экономка смогла спокойно и без больших потерь выйти из кризиса.

Правда, как следует из слов Леонида Вальдмана, из кризиса американская экономика вышла, но вот пришла она не к новому подъему, а к вялотекущей депрессии. И депрессия эта будет, по всей видимости, достаточно длительной, так как на горизонте технического прогресса каких-либо новых товаров и технологий, способных изменить лицо современного мира, не просматривается. Таких, например, как сотовая телефонная связь и Интернет, создавших в 90-е годы «новую экономику». А раз депрессия будет длительной и новых товаров и отраслей не появится, то потребность американской экономики во внешнем финансировании, по идее, должна будет снизиться.

В связи с этим возникает один простой вопрос - что будет с теми странами, которые смогли воспользоваться плодами американского долгового финансирования и произвести некоторые положительные сдвиги в своем народном хозяйстве? Я имею в виду прежде всего Россию, так как теперь уже всем очевидно, что только благодаря долларовой накачке 2002-2005 годов резко улучшились показатели платежного баланса и государственного бюджета, сократился внешний долг и возросли валютные резервы. Сможет ли экспорт теперь расти так же быстро, как два-три года тому назад, а вслед за экспортом - доходы граждан и бюджета? Ведь если американский дефицит малость подсократится, то уже не потребуется столько ресурсов для его покрытия, и долларов в мировом платежном обороте станет гораздо меньше. А если долларов станет меньше, то тогда перспективы российской промышленности будут выглядеть не столь блестяще, как еще год назад.

Нам, однако, кажется, что несмотря на преодоление циклического кризиса и отсутствие перспектив нового подъема в американской экономике, потребности во внешнем финансировании у США все равно не убавится. Как следует из данных, приведенных в лекции Леонида Вальдмана, в Америке скоро будет новый кризис - на этот раз пенсионной системы. С 2008 года на пенсию в массовом прядке начнут выходить представители поколения бэби-бумеров (то есть родившиеся после окончания Второй мировой войны), что потребует резкого увеличения выплат из пенсионной системы - которая может и не справиться с этой задачей. И тогда американскому бюджету снова придется прибегать к большим международным заимствованиям и предлагать свои облигации всем подряд. Что, как мы уже знаем, поддержит мировой спрос на высоком уровне, а кусочек этого спроса обязательно достанется и российской экономике.

См. также:

  • Гриценко. Наследник Гринспена и угрозы американской экономике
  • Гриценко. Очередной кульбит американского доллара
  • Гриценко. Размягченный доллар нефтяного президента
  • Гриценко. Американский дефицит поможет российскому профициту
  • Гриценко. Куда упадет американский доллар
  • Гриценко. Обвал или коррекция?
  • Цыпин. Доллар/Юань: противостояние
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).