будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США экономический кризис
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Американскую экономику избавляют от излишней мягкости

Американскую экономику избавляют от излишней мягкости
2014-06-24_091233
Глава ФРС Джанет Йеллен

Очередное заседание комитета по открытым рынкам ФРС США, состоявшееся на прошлой неделе, не внесло никаких изменений в действующие параметры регулирования денежного рынка США. Базовая процентная ставка останется на существующем уровне – 0.25% годовых, а сокращение программы количественного смягчения (QE-3) продолжится в прежнем темпе – каждый месяц объем покупок ценных бумаг будет снижаться на $10 млрд. ($5 млрд. – гособлигации США, и еще $5 млрд. – ипотечные ценные бумаги), до тех пор, пока объем этих покупок не будет доведен до нуля.

Напомним, что на старте этой программе, в сентябре 2012 года, объем ежемесячных приобретений составлял $85 млрд. В июне 2013 года было принято решение о постепенном сворачивании программы, начиная с 2014 года, путем сокращения объема покупок ценных бумаг на $10 млрд. ежемесячно. Поэтому к маю 2014 года покупки ценных бумаг сократились до $45 млрд., на июнь запланировано приобрести $35 млрд. и, как не трудно подсчитать, к середине октября действие этой программы будет полностью завершено.

Эта программа была уже третьей антикризисной программой, запущенной американской Администрацией и ФРС после 2008 года. Ее появление было вызвано резким ухудшением условий на рынке государственных облигаций США в августе-сентябре 2011 года, когда рейтинговые агентства снизили рейтинг этих облигаций на одну позицию. Это снижение спровоцировало кризис на рынке госдолга и похоронило надежды на рост американской и мировой экономики, которые едва-едва оправились после резкого падения спроса и выпуска продукции в конце 2008года.

Механизм действия программы QE-3 состоит в покупке двух видов ценных бумаг, находящихся на балансах коммерческих банков США – ипотечных облигаций и облигаций государственных займов. ФРС покупает ипотечные облигации за счет денежной эмиссии, а облигации госзаймов – за счет купонного дохода по ранее выкупленным ипотечным облигациям. В результате этих операций баланс ФРС увеличивается за счет ценных бумаг, приобретаемых у банков, а балансы банков освобождаются от этих ценных бумаг и пополняются высоколиквидными денежными средствами.

Как положено большинству программ государственного регулирования, программа количественного смягчения была направлена на решение сразу нескольких задач. Первая, самая простая и понятная состояла в пополнении высоколиквидными средствами коммерческих банков, чтобы они могли бесперебойно выдавать средства клиентам. Если бы ФРС не предоставила банкам ликвидность в требуемом объеме, при массовом наплыве клиентов банки могли бы стать неплатежеспособными.

Вторая задача – поддержание устойчивого спроса на государственные ценные бумаги, чтобы у Правительства США была возможность профинансировать дефицит федерального бюджета за счет их дополнительной эмиссии. Этот дефицит сильно увеличился в ходе кризиса, как из-за падения налоговых поступлений, так и вследствие принятия Администрацией США антикризисных программ, требующих больших бюджетных расходов.

Третья задача заключалась в поддержании курсов ценных бумаг. Это было нужно сделать потому, что масса хозяйствующих субъектов (в том числе и домашние хозяйства) брали кредиты как раз под залог ценных бумаг. Падение курсов этих бумаг означало бы, что заемщики должны внести банкам дополнительное обеспечение или объявить дефолт по своему кредиту, если обеспечение негде взять. И была очень большая вероятность, что события именно так и будут развиваться, если курсы не удастся удержать на приемлемом уровне.

Решение четвертой задачи предполагало стабилизацию работы банковской системы, так как широко открытый доступ к высоколиквидным средствам позволяет банкам восстановить кредитование клиентуры, которое сильно сжалось во время и после кризиса.

И пятая задача состояла в поддержании небольшой (до 2% в год), но устойчивой инфляции, чтобы, во-первых, компании реального сектора могли без убытков распродать запасы продукции, скопившиеся во время кризиса, а во-вторых, чтобы облегчить им реализацию продукции в ходе посткризисного восстановления экономики.

Производной от всех этих задач была шестая – снижение уровня безработицы, который сразу после кризиса подскочил до 10% от экономически активного населения, при том, что до кризиса этот уровень был ниже 5%.

Таким образом, программа количественного смягчения, как и требуется в подобных случаях, была нацелена на решение сразу несколько задач. Однако, как это тоже часто случается, далеко не все эти логически взаимоувязанные задачи, поставленные в программе, были выполнены.

Если с пополнением ликвидными средствами коммерческих банков и с поддержанием спроса на гособлигации и корпоративные ценные бумаги ФРС справилась, то остальные задачи решались с большим трудом или вообще никак не решались. Так, хотя денежная накачка банков должна была, по идее, привести к росту кредитования экономики, что, в свою очередь, приводило бы или к росту производства и занятости, или к росту цен, однако банки не спешили расширить кредитование, а клиенты не предъявляли дополнительного спроса на кредиты.

Понять поведение и тех, и других было, в общем, не сложно. Обжегшись на кредитовании низкокачественных заемщиков в период жилищно-ипотечного бума, банки стали очень тщательно анализировать риски потенциальных заемщиков и гораздо чаще отказывать в предоставлении кредитов, чем это было раньше. В свою очередь, клиенты не спешили в банки, так как домохозяйства и так были закредитованы выше всякой меры, а корпорации, наоборот, накапливали очень большие денежные остатки, поскольку почти полностью прекратили финансирование инвестиций при сохранении (или небольшом уменьшении) выручки от текущей деятельности.

Как результат, промышленное производство США, с большим трудом восстановившее выпуск до предкризисного уровня, и то благодаря спросу, стимулированному государственными расходами, остановилось на достигнутом уровне, и дальше уже не двигалось. В свою очередь, строительный сектор не смог восстановиться даже до докризисного уровня: во-первых, жилых домов было построено так много, что распродать их полностью оказалось затруднительным даже за несколько лет, прошедших после кризиса; во-вторых, производственное строительство сжалось после того, как корпорации снизили финансирование инвестиций. Соответственно, строительные компании из-за отсутствия спроса на свои услуги, были вынуждены резко сократить объемы деятельности.

Довести уровень текущей безработицы до докризисного уровня тоже не получилось. И хотя ее уровень снизился до 6.3% от экономически активного населения в апреле-мае текущего года, достичь желаемого уровня занятости пока никак не удается.

То есть, простимулировать производственный и строительный сектора за счет активизации банковской системы не получилось. Но, кроме этого, не удалось добиться и роста цен. Во-первых, потому, что запас нераспроданного жилья сильно давил на рынок, а вот нового мощного спроса на это жилье создать так и не получилось. А во-вторых, импорт дешевых иностранных товаров по-прежнему оказывал сильное дефляционное воздействие на американскую экономику.

В связи с этим можно даже сказать, что программа количественного смягчения в большей степени оказала влияние на экономику Китая, которая, хоть и снизила немного темпы роста, но не потеряла их полностью; для американского же хозяйства ее эффект свелся в основном только к поддержанию банков «на плаву».

Естественно, комитет по открытым рынкам ФРС не мог не учитывать этих фактов. Членам комитета наверняка было ясно, что продолжение программы большого смысла не имеет – часть задач была выполнена, а выполнение другой части от действий ФРС уже не зависит. Поэтому и было принято решение сворачивать программу QE-3, тем более что банки и так оказались забитыми ликвидностью сверх всякой меры; поэтому, если вдруг спрос на кредиты и возникнет, они легко смогут его удовлетворить.

Правда, надо все же оговориться, что ситуация не столь проста и понятна, как это может показаться. Дело в том, в первом квартале текущего года ВВП США снизился, и является это снижение конъюнктурным, или оно вызвано более серьезными обстоятельствами – сейчас сказать трудно. Если в течение двух следующих кварталов рост восстановится, то тогда можно будет считать падение первого квартала чисто конъюнктурным. А если спад продолжится, то это будет означать, что американская экономика реагирует на сокращение программы QE-3, и ФРС вместе с Администрацией тогда придется придумывать еще какую-нибудь программу.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).