Во вторник президент Владимир Путин провел рабочую встречу с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Отдельно обсуждалась тема развития проекта «Восток Ойл».
Игорь Сечин рассказал, что первая добытая в рамках проекта нефть даже лучше ближневосточной. Ее плотность составляет 0,826 грамм на кубический сантиметр, она имеет высокую степень баррелизации. «Премия на баррель по Argus, по сегодняшним оценкам, — 11 долларов на баррель. И это наша нефть, которая добыта без всякого стимулирования в результате поисково-разведочной работы, произведенная на 31-й скважине буквально в эти дни», — уточнил Сечин.
«Сейчас мы постоянно слышим разговоры об окончании эры углеводородов, о том, что запасы, в том числе и в России истощаются, — заявляет старший аналитик WMT Consulting Валерий Андрианов. — Однако это совсем не так. Ведущие отраслевые эксперты осознают, что главная надежда углеводородной энергетики, стратегическая перспектива мировой отрасли — это циклопические запасы российского Севера. Реализация проекта Восток-Ойл и шельфовых проектов Роснефти — это возможность вновь совершить прорыв, реализовать новый глобальный проект, сопоставимый по масштабу с освоением Западной Сибири. Его реализация потребует сверсовременных технологий, создания сложной инфраструктуры. Но, думается, в этом случае ставка будет оправдана. Первые результаты, которые продемонстрировал глава "Роснефти" Президенту Путину наглядно подтверждают перспективы освоения Таймыра и Карской провинции. Это может стать самым важным и амбициозным проектом для мировой нефтегазовой отрасли».
Директор Центра политической информации Алексей Мухин рассказал: «Восток-Ойл — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой. Российские нефтяники давно уже связывают большие надежды с этими месторождениями. Добыча в рамках Восток Ойл — это не только буровые установки и промысловые объекты, это — морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура. Добиться здесь приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом».
Аналитики инвестиционных банков видят большие перспективы проекта «Восток Ойл». В опубликованном ранее отчете Merrill Lynch аналитики Карен Костанян и Екатерина Смык одним из ключевых факторов развития российской компании они назвали именно реализацию проекта «Восток Ойл». «Проект представляет собой основной источник потенциального роста для НК «Роснефть», - говорится в отчете.
«Роснефть» сейчас – наш главный фаворит, говорится в отчете J.P.Morgan. Аналитики связывают долгосрочные перспективы развития компании с проектом «Восток Ойл». Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для Роснефти, но и для мировой нефтяной отрасли, считают эксперты J.P.Morgan.
«"Роснефть" приступает к полномасштабному освоению месторождений на Таймыре, — отмечает старший аналитик "БКС Премьер" Сергей Суверов. — Это будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам независимых экспертов (компании KPMG) мультипликативный эффект от "арктических" инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года. По данным Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, каждый вложенный в проект "Восток Ойл" рубль приведет к увеличению спроса на товары и услуги, производимые в стране, на 9,3 рубля. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение».
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал» отметил: «Возобновилась программа бурения на шельфе Карского моря. Это очень перспективная программа. Большая часть всех перспективных запасов нефти и газа мира, не России, а мира, находятся на этом шельфе. Эта тема для экономики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу является основной. В перспективе планируется получение до трети дохода в государственный бюджет России именно в этой зоне — там где создаётся кластер месторождений Восток-ойл и на Арктическом шельфе».
«Сейчас есть понимание того, что это — ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, — отмечает директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский. — Причем, есть понимание на уровне руководства страны. Естественно есть всегда скептики, которые говорят о текущей цене и о возможном прогнозе цены на нефть. Но очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это не вопрос сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. И те же американцы прекрасно понимают, что на долгосрочную перспективу именно арктические месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа.
Очень много будет зависеть от тех решений, которые у нас будут приняты в этой сфере. От того, как мы сможем выстроить государственную политику в области освоения северных месторождений, насколько мы сможем обеспечить импортозамещение, развивать собственные технологии и инфраструктурную базу. Реализация проекта Восток ойл и освоение шельфа Карского моря позволит сделать Россию технологическим лидером, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но системные выгоды на уровне страны».