будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Антикризисный рецепт

Антикризисный рецепт
gricenko1
Григорий Гриценко. Источник: Полит.ру

Непрекращающиеся колебания на фондовых рынках, хотим  мы этого или нет, вынуждают поверить в то, что нынешний спад в мировом хозяйстве на самом деле очень похож на Великую Депрессию 1929-1933 годов. Хотя, конечно, по ряду базовых показателей, таких как индекс индустриального производства и уровень безработицы, нынешний кризис до «великого» еще не дотягивает, однако по продолжительности он очень скоро сравняется со своим аналогом.

Тогда правительственные органы развитых стран, в первую очередь США, практически ничего не делали, чтобы помочь депрессивным финансовому и реальному секторам экономики. Органы власти были связаны по рукам и ногам догмой о сбалансированном бюджете и поэтому не могли расширить его дефицит, чтобы снять с рынка избыточные товарные запасы и заодно дать возможность компаниям-производителям расплатиться по долгам. Сейчас ситуация совсем другая: органы государственной власти активно расширяют свое присутствие на товарных и отчасти фондовых рынках, и не дают им свалиться в пропасть. Однако это государственное вмешательство, как мы теперь видим, только поддерживает хозяйственную конъюнктуру на стабильном относительно низком уровне, но не дает хозяйственным агентам возможности восстановить докризисные объемы выпуска продукции и доходов и, тем более, не дает возможности развиваться дальше.

То есть можно сделать вывод, что власть органов государственной власти не беспредельна, хотя в своих действиях они практически свободны и могут расширять свое присутствие  на рынках без особых ограничений. И даже столкновение президента США с Конгрессом из-за предельного размера государственного долга, свидетелями которого мы недавно были, можно рассматривать как досадный казус, в большей степени являющийся эпизодом внутриполитической борьбы, нежели серьезным ограничением возможности правительства изменять дефицит государственного бюджета в зависимости от текущей хозяйственной ситуации.

Но только ли ограниченная эффективность антикризисных программ правительств развитых стран мешает мировой экономике выйти из кризиса? Как представляется, в сложившейся ситуации «виноваты» не только органы госвласти, но и те хозяйственные агенты, которые, казалось бы, должны больше всего выиграть от правительственных мероприятий. Речь идет о промышленных компаниях т.н. нефинансового сектора экономики. При этом мы не имеем в виду компании, которые понесли большие убытки из-за своей рискованной политики в предкризисный период, и на спасение которых правительство потратило уйму денег. Нет, речь идет как раз о тех фирмах, которые спокойно пережили самые тяжелые моменты кризиса без всякой государственной поддержки и продолжают развивать свой бизнес несмотря на общую экономическую депрессию.

Как раз именно эти фирмы своей финансовой политикой (подчеркиваем, корпоративной финансовой политикой) не дают мировому и локальному хозяйствам оправиться от кризиса и изо всех сил блокируют позитивный эффект антикризисных программ правительств развитых стран.

Хотя подобного рода заявление звучит, конечно, чересчур оригинально — корпорации мешают правительствам вывести экономику из кризиса — но существуют факты, которые подтверждают, что подобного рода заявления не лишены оснований.

Как свидетельствуют данные квартальных отчетов крупнейших нефинансовых корпораций, входящих в индекс Standard&Poor`s 500 («Ведомости» от 12.08.11), компании наращивают запасы денежных средств вместо того, чтобы приобретать на них товары и услуги, или инвестировать их в другие компании. Так, к середине 2011 года общая сумма накопленных денежных средств и их эквивалентов достигла $1,2 трлн., увеличившись почти на $400 млрд. по сравнению с уровнем 3 квартала 2008 года. Среди рекордсменов — высокотехнологичные Microsoft и Google, накопившие $53 млрд. и $39 млрд. соответственно, а среди участников второго эшелона - масса других компаний и фирм как высокотехнологичных, так и традиционных, хотя и уступающих лидерам по размеру оборотов, но зато полностью копирующих их финансовую политику.

Соединенными усилиями эти крупные и средние компании создали такую финансовую пробку, которая надежно закупоривает все кровеносные сосуды мирового хозяйства. И негативный эффект от этой пробки настолько сильный, что он практически полностью блокирует позитивный эффект от деятельности правительств развитых стран. Центральные банки и правительства этих стран могут и дальше наращивать денежную эмиссию, однако толк от этого будет небольшой, так как почти все эти дополнительные средства будут оседать на счетах нефинансовых корпораций, и их стимулирующее воздействие будет сведено к нулю.

Как объясняют представители компаний-накопителей свое вялое инвестиционно-расходное поведение? По мнению представителей одних компаний, сейчас надо быть очень осторожными с расходами, так как общая ситуация в экономике еще не определилась: дополнительные расходы могут оказаться излишними, если спрос вдруг не вырастет. По мнению других, сейчас важнее сохранить капитал, чем рисковать его потерять, пытаясь получить более высокую доходность. По мнению третьих, из-за нестабильности финансовых рынков процентные ставки в ближайшее время могут увеличиться, а это значит, что надо держать средства свободными, чтобы в нужный момент переложиться в более доходные инструменты.

Одним из побочных результатов подобного пассивного поведения является провал в размещении ценных бумаг многих компаний на мировых фондовых биржах. Объем отложенных размещений за первое полугодие 2011 года составил $42 млрд. Скорее всего, он будет расти и дальше. Инвесторы, располагающие деньгами, не хотят их вкладывать, боясь непредсказуемости фондовых рынков, поэтому эмитентам придется срезать свои производственные программы, что, естественно, не будет способствовать оживлению экономики.

Таким образом,

не требуется никаких особых рецептов для вывода мировой экономики из кризиса. Более того, этот выход из кризиса может начаться прямо сейчас — стоит только одной или нескольким крупным компаниям начать тратить накопленные ими средства.

Тогда дополнительный спрос, стимулированный этими расходами, передаваясь по производственно-сбытовым цепочкам, быстро вызовет рост производства, доходов и занятости по всему миру. И этот рост производства будет гораздо больше — в два, в три, а может и в четыре раза, чем рост первоначального дополнительного спроса. Говоря по-другому, дополнительный денежный спрос в $1 трлн. вызовет рост производства и доходов в $2 трлн., $3 трлн. или $4 трлн. И тогда можно будет забыть и о кризисе, и о государственных антикризисных программах.

Но как можно заставить владельцев частных корпораций тратить свои деньги, если они этого не хотят? Если бы корпорации Microsoft и Google были  зарегистрированы на территории Российской Федерации, то в наших исторических условиях на этот вопрос был бы дан вполне конкретный ответ. К руководителям этих корпораций просто пообещали бы прислать докторов (в белых халатах), чтобы представители самой гуманной в мире профессии помогли быстро объяснить капиталистическим акулам экономическую пользу больших расходов во время хозяйственной депрессии. И, скорее всего, руководители корпораций вняли бы доводам медицинских работников, и расширили бы корпоративные расходы.

Но такое воздействие возможно только в условиях переходной российской экономики. а вот что делать в экономике США? Нам по всей видимости, придется только сидеть и дожидаться, когда же руководители крупных корпораций очнуться сами по себе и станут действовать. Ждать и утешать себя словами тридцать первого Президента США Герберта Гувер, на чью каденцию пришлась Великая Депрессия: процветание — за углом.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).