Цена на нефть после бурного роста в предыдущие дни закрепилась на отметке выше 48 долларов за баррель нефти марки Brent. На лондонской бирже ICE Future после начала торгов нефть незначительно колеблется, достигнув к 11:30 по Москве уровня 48,29 долларов за баррель.
Таким образом, если в ближайшие часы не произойдет ничего экстраординарного, по итогам апреля цена на нефть может вырасти на 20%, столь удачного месяца для энергоносителей не было уже давно.
Эксперты отмечают, что сейчас на рынке нефти царят оптимистичные настроения. Добыча нефти в США по итогам прошлой недели уменьшилась на 0,2%, до 8,938 млн баррелей в сутки, это минимальный показатель с октября 2014 года. При этом запасы нефти за неделю выросли на 2 млн баррелей, а запасы бензина — на 1,6 млн баррелей.
Рубль на этом фоне выглядит, пожалуй, даже слишком спокойно. В начале торгов в пятницу доллар упал почти на 50 копеек, оказавшись ниже отметки 64,3, но евро подешевел «всего» на 25 копеек — скорее всего, падение доллара связано с решение ФРС не трогать ключевую ставку. Вместе с рублем пока не слишком дорожают и другие валюты стран-экспортеров нефти, возможно потому, что заранее отыграли рост цен на энергоносители.
Российский Центральный банк также, кстати, не спешит снижать ключевую ставку, которая сейчас находится на уровне 11%, при том, что инфляция год к году всего 7,3%. Монетарные власти объясняют это проинфляционной политикой правительства, которая может привести к росту цен в случае, если не удастся найти новые источники финансирования и сократить дефицит бюджета. Также в ЦБ обращают внимание на профицит ликвидности, который уже сейчас заставляет банки снижать процентные ставки по депозитам.
При этом цена на нефть и курс рубля сейчас не сильно заботят ЦБ, его главная задача — сдержать инфляцию, чтобы достичь к концу 2017 года обещанного уровня в 4%. Это сложно, особенно с учетом того, что Россия уже 25 лет живет в условиях куда более высокой инфляции, а до того годами рост цен был просто скрыт дефицитом.
Другое дело, если ЦБ действительно будет активно мешать правительство. Например, можно оценить затею продавать иностранцам российскую нефть за рубли — для этого на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) создается фьючерсная площадка. Вряд ли из этой затеи что-то получится — в конце концов, за какую валюту не предлагай ресурс, стоить он будет одинаково, вопрос только в курсе валюты.
Однако если предположить, что российская нефть действительно будет продаваться за рубли, то количество долларов внутри страны резко сократится. А это значит, что российские компании, которые должны возвращать номинированные в долларах и евро долги, будут вынуждены переплачивать за валюту — что приведет либо к их разорению, либо вынудит правительство и ЦБ эмитировать рубли, что в очередной раз подстегнет инфляцию.
Но пока все грандиозные планы находятся только на бумаге, можно наслаждаться дорогим рублем и относительно низкой инфляцией. Если бы еще не снижение реальных доходов населения и отсутствие у этого самого населения хоть сколько-нибудь заметных накоплений, все было бы совсем хорошо.