«Лукойл», вслед за конкурентами, снижает цены на топливо. После требований Владимира Путина другой реакции никто и не ждал. Впрочем, ощущение постановочности не покидает. Означает это, что компромисс был найден еще до вчерашнего совещания и озвучен для широкой публики.
Автомобилисты должны быть счастливы. Теперь и «Лукойл» снижает цены на топливо, сообщили Агентству нефтяной информации (АНИ) в пресс-службе компании. «Дочерняя структура НК - «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» с 11 февраля снижает розничные цены на дизтопливо на 1 рубль за литр. Помимо этого, в опте с 10 февраля компания снизила цену весь бензин и дизтопливо на 1000 руб. за тонну», - рассказали агентству в компании.
Сила премьерского слова удивительна. Не успел Владимир Путин пригрозить нефтяным компаниям карами небесными, как все начинает шевелиться. На вчерашнем По словам главы ФАС Игоря Артемьева, резкий скачок цен связан с тем, что компании пытались скомпенсировать за счет потребителей потери от введения акцизов. Такая постановка вопроса, сказал Путин, неприемлема.
Состоялся следующий диалог:
«Путин: Минэнерго, другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями. В результате такой работы ряд компаний уже позитивно отреагировал: «Сургутнефтегаз», например, снизил отпускные цены с НПЗ на 2 тыс. рублей, «Роснефть» – на 1,5 тыс. рублей, «Лукойл» снизил цены. Вместе с тем пока нет реакции ни от «Газпром нефти», ни от «ТНК-ВР». И если есть что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать.
Герман Хан (исполнительный директор ОАО «ТНК-ВР менеджмент»): Мы уже отреагировали, Владимир Владимирович. Снижение будет.
Путин: Когда?
Хан: Сегодня.
Путин: Спасибо. А где у нас второй руководитель?
Дюков (председатель правления, генеральный директор ОАО «Газпром нефть»): На самом деле мы отреагировали ещё в конце января, и с 1 февраля мы снизили цены на зимнее дизельное топливо на 1 тыс. и 1,5 тыс. рублей. Вчера было принято решение, и мы снижаем цены на зимнее дизельное топливо дополнительно к тому снижению, которое было в конце января, ещё на 1,5 тыс. рублей на тонну».
9 февраля 2011 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) все-таки возбудила несколько дел против трех крупнейших российских нефтяных компаний – «Газпром Нефти», «Лукойла», «Роснефти» - по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В службе признали, что объективные факторы существуют, но не объясняют повышения целиком. Претензии у ведомства «имеются вопросы» и к ТНК-ВР, «Башнефти» и «Сургутнефтегазу».
В конце декабря 2010 года, ФАС России по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53% на дизельное топливо зимнее. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.
Поначалу объем штрафов оценивали в 20,7 млрд рублей. Однако в 2010 году ФАС подписала мировые соглашения со всеми компаниями, кроме "Газпром нефти", значительно уменьшив размер штрафа.
«В 2010 году в бюджет в виде штрафов поступили 5 млрд рублей», - пояснил «Вестям.Ru» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. В 2011 году служба ожидает поступления еще 13-15 млрд рублей по итогам ранее начатых в рамках «первой» и второй волны» расследований.
Борьба ФАС с нефтяниками наталкивается на силу нефтяного лобби. И разговор складывается не в пользу госструктуры. Глава ведомства Игорь Артемьеев не раз сетовал нанедостаточные властные полномочия ведомства. И даже просил создать силовое крыло у антимонопольной службы. Спецназ ФАС так и не появился, но ФАС дали возможность взимать оборотные штрафы — инструмент сильный. Отсюда и возникли гигантские претензии прошлого года. В ФАС ими очень гордились.
На практике получается хождение по замкнутому кругу. ФАС возбуждает дела, нефтяники судятся, чаще выигрывают, реже проигрывают суды, урегулируют вопросы, несколько снижают цены. Проходит пара-тройка месяцев и ситуация повторяется. При этом победить в суде антимонопольщикам трудно — и специалисты, и юристы у НК ничуть не хуже
Фокус в том, что региональные топливные рынки либо поделены, либо просто монополизированы. Как оптовая, так и розничная торговля. И здесь нефтяники неизбежно впадают в искус снятия монопольной ренты. Ограничители государства оказываются на поверку слабы. Никакой «социальной ответственности» бизнес на самом деле не предполагает, а нефтяная отрасль к тому же несет на себя бремя бюджетных требований.
Фактически единственным фактором, который заставляет нефтяников снижать цены является страх. Перед антимонопольщиками страх пока не сформировался. Зато Путина все еще уважают.
Во вчерашнем же заседании вполне вычитывалась постановочность. То есть: стороны — профильное министерство, ФАС, нефтяники — по очереди заходили наверх, в результате чего сформировался компромисс. Рыночного подхода, наверно, в этом немного (хотя практика международная).Премьер же сохраняет функционал главного арбитра в хозяйственных спорах в стране, что и было продемонстрировано всем заинтересованным сторонам.
Наверно влияет на сговорчивость нефтяных компаний и то, что нефтяные бароны и «эффективные госменеджеры» хорошо помнят про Ходорковского.