На сайте Правительства России опубликован документ о внесении изменений в программу деятельности компании «Российские автомобильные дороги» на срок до 2020 года. Эти изменения среди прочего коснулись проектов строительства Центральной кольцевой автодороги, некоторых других автомагистралей, а также транспортного перехода через Керченский пролив. Большая часть обновленных проектов подразумевает, что новые дороги станут платными.
Необходимость изменений обосновывается, в частности корректировкой программы «Развитие транспортной системы», приведением программы в соответствие с законами о бюджете 2013 и 2014 годов и актуализацией программы в соответствии с действующими договорами и соглашениями.
Напомним также, что 7 мая Владимир Путин дал поручение за период с 2013 по 2022 год удвоить объем строительства и реконструкции автодорог. Срок разработки предложений для реализации этого плана был установлен до 1 июля.
Программа деятельности «Автодора» на долгосрочный период (2010-2020) была составлена и утверждена в 2009 году, с тех пор в нее дважды вносились изменения, нынешний набор поправок стал уже третьим обновлением.
Пункт о ЦКАДе включает строительство новых платных участков. Они должны будут соединить районы северо-востока, юга и востока Московской области, а также разгрузить ЦКАД. Строительство ЦКАД предполагается ускорить, уже к 2018 году планируется завершение строительства 4 из 5 пусковых комплексов.
Большая часть изменений посвящена строительству и реконструкции автодорог М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», а также строительству скоростных автодорог М11 Москва-Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород – Казань. На каждой из этих дорог будут построены дополнительные участки, проезд по которым будет платным. В общей сложности протяженность платных участков по итогам реализации Программы составит около 2000 км. Как и в случае с ЦКАД, сокращены сроки реализации этих проектов.
«Любое расширение российских дорог – это хорошо, поэтому сети любых дорог надо развивать. Расширение же платных дорог не является магистральным направлениям развития дорожной системы, хоть и является очень важным. Как ни расширяй систему платных дорог, их все равно меньше, чем любых прочих. Что же касается того, что за эти дороги нужно платить, то я ни в какой форме не вижу проблемы со справедливостью», - комментирует изменения Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. По его мнению, учитывая все затраты правительства и всех бюджетных систем, увеличение платежной нагрузки является вполне разумным решением.
Стоит отметить, что платные дороги в Москве уже давно являются одним из направлений деятельности Минтранса. Например, помимо участков магистралей и скоростных автодорог, сейчас строится платная подъездная дорога к аэропорту Шереметьево, и параллельно рассматриваются варианты взимания денег с водителей, которые едут в аэропорт Домодедово.
Ожидаемым новшеством стало внесение в программу проекта по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. По данным «Коммерсанта», он оценивается в сумму от 50 до 200 миллиардов рублей. Общий объем финансирования в период реализации Программы составит до 1050 млн. рублей.
Мост Керчь-Кубань уже однажды был построен, еще в 1944 году после освобождения Крыма от немецкой оккупации, но вскоре его опоры разрушил лед. Позже его заменили железнодорожной паромной переправой, но вскоре отказались и от нее. Тогда переправой через пролив стали служить только автопаромы.
В очередной раз решение о строительстве моста было принято в апреле 2010 года на встрече тогдашних президентов России и Украины Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. Тогда его планировалось достроить к Олимпиаде в Сочи.
Сейчас проект актуализировался в связи с попытками увеличения транспортной доступности Крыма, минуя континентальную Украину. Владимир Путин на совещании с членами правительства в марте этого года, ставя задачу постройки моста, заявил, что мост должен быть и автомобильный, и железнодорожный.
«Мост через Керченский пролив в больше степени является политическим проектом, и в этом нет никакой экзотики: такие проекты обычно имеют либо экономические, либо политические мотивы. Причем, часто бывает, что через 20 лет политические мотивы сменяются экономическими», - говорит Михаил Блинкин.
В марте обсуждался и вариант строительства подводного тоннеля под Керченским проливом. Обновленная Программа деятельности «Автодора» говорит только о его проектировании.
Согласно расчету показателей эффективности Программы деятельности «Автодора», уже после окончания строительства, с 2021 года доход от перечисленных мероприятий выровняется и будет стабилен.