Национализации «АвтоВАЗа» потребовали от президента и правительства вышедшие на митинг в Тольятти рабочие, протестующие против решения администрации завода о сокращении рабочей недели с 40 до 20 часов с сентября нынешнего по февраль 2010 года. Из-за этого зарплата рабочих станет в два раза меньше. Кроме того, ожидается, что пятая часть сотрудников «АвтоВАЗа» – 22 тысячи человек – с сентября выйдут на общественные работы (программа финансируется в основном правительством, будет действовать до конца года).
По данным местных СМИ, на организованный профсоюзом «Единство» митинг явились около 2 тысяч человек (в том числе представители смежных с «АвтоВАЗом» предприятий) вместо разрешенных городскими властями 500. Впрочем, как пояснил Reuters один из участников митинга, «активных не более 300 человек, остальные любопытные».
Основные лозунги на митинге – национализация «АвтоВАЗа, отставка менеджмента, «менеджменту – зарплату рабочих», и «кто банкротит АвтоВАЗ – тот будет нами не любим».
Выступающие в основном говорили о трудной ситуации на заводе и о том, что он должен принадлежать «государству, а не частным лицам». Собравшиеся поддерживали ораторов аплодисментами и лозунгами «Контроль рабочих на заводе!» и «Национализация «АвтоВАЗа». Говоря об атмосфере на митинге, один из участников события заявил, что «морды бить никто не собирается». Район митинга оцеплен милицией, но она не препятствует его проведению.
До кризиса завод работал в режиме 80 часов в неделю. Сейчас конвейер «АвтоВАЗа» остановлен до 1 сентября. Основной причиной внепланового простоя называется необходимость сокращения количества автомобилей, скопившихся на складах. На складах скопилось до 90 тысяч непроданных автомобилей.
Во время кризиса власти предпринимали попытки «защитить отечественного автопроизводителя». Повышение пошлин на подержанные иномарки, ужесточение правил их ввоза, а также финансовая помощь в 25 млрд. рублей от правительства не помогли. Продажи «АвтоВАЗа» упали в первом полугодии на 44% при общем падении рынка на 49%, составив 179 870 штук. 6 августа инициировал процедуру своего банкротства один из крупных московских дилеров «АвтоВАЗа», компания «Ростокино-Lada», не сумевшая погасить кредит Сбербанку.
В начале июля «АвтоВАЗ» опубликовал итоги своей работы за 2008 год. Несмотря на рост выручки на 2,4% до 192,1 млрд рублей, предприятие получило рекордный убыток – 24,6 млрд рублей. «АвтоВАЗ» оказался в пятерке ведущих автоконцернов мира по размеру убытков. На первом месте – Geneal Motors с убытком в $30,86 млрд., за ним следуют Ford, Toyota и Nissan.
Широко презентуя меры по приостановке производства и сокращениям рабочих, руководство «АвтоВАЗа» не предлагает трудовому коллективу внятную программу реструктуризации предприятия, недоволен председатель «Справедливой России» Сергей Миронов.
Он напоминает, что предприятие недавно получило 25 млрд. рублей от государства и несколько ранее – еще около 1 млрд. евро за блокпакет своих акций от компании Renault. Автогигант привлекает в российских банках кредиты еще на 90 млрд. рублей. В конце прошлого года «АвтоВАЗ» приобрел лицензии на производство комплектующих, а также на сборку и дистрибуцию авто-мобилей на платформах Renault за $220 млн.
«Думается, «АвтоВАЗу» давно пора сделать три вещи. Во-первых, разъяснить людям, что дальше будет с заводом. Во-вторых, снизить цены на «Жигули» и распродать скопившиеся неликвиды, подтолкнув вверх падающий спрос. В-третьих, похлопать себя по карманам и изыскать средства для максимального облегчения участи увольняемых рабочих и менеджеров», – считает Миронов.