Первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал «враньем» информацию о грядущем сокращении 27,6 тысяч сотрудников «АвтоВАЗа» (всего на заводе 102 тыс. работников), распространенную ранее пресс-службой завода.
«Называются различные огромные цифры по ожидаемым сокращениям. Сотрудники АвтоВАЗа этим обеспокоены. Это вранье, никаких таких увольнений и сокращений не планируется. Мы ведем постоянную работу с «АвтоВАЗом», никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством «АвтоВАЗа», – приводит скзаал Шувалов после совещания на заводе в Тольятти в четверг.
Первый вице-премьер сказал, что уволены будут только сотрудники завода пенсионного и предпенсионного возраста, которые должны покинуть завод в середине декабря. По словам первого вице-премьера, сокращаемых сотрудников переведут в специально созданное дочернее предприятие «АвтоВАЗа», которое займется модернизацией производства завода. Финансироваться оно будет за счет федерального бюджета.
Этим помощь федерального бюджета не ограничится. Шувалов также сказал, что 17 социальных объектов, которые находятся сейчас на балансе «АвтоВАЗа», будут переданы на баланс федерального и муниципального бюджетов. На их финансирование в 2010 году потребуется 1,8 млрд рублей.
На 17 октября в Тольятти была намечена массовая акция протеста независимых профсоюзов против увольнений на «АвтоВАЗе». Однако после заявления Шувалова лидер неофициального профсоюза завода «Единство» Петр Золотарев сказал «РБК Daily», что митинга не будет.
Однако, по данным «Коммерсанта», на заводе неофициально говорят, что сокращения персонала все равно будут производиться, но после вмешательства правительства, «видимо, они могут растянуться на продолжительный срок».
Существующие объемы продаж не позволяют «АвтоВАЗу» остаться жизнеспособным, если ему не позволят избавиться от лишних людей, не снимут с его баланса социальную сферу и не помогут реструктурировать долги, утверждает источник газеты «Ведомости» на предприятии.
Только долг «АвтоВАЗа» банкам составляет около 40 млрд рублей (на 90% – короткий), менеджмент прогнозирует в этом году убыток более 30 млрд рублей.
Правительство тем временем думает, как спасти отечественного автопроизводителя, который на днях признал, что выпускает «чрезвычайно низкокачественные» автомобили, и которому нужны 70 млрд рублей госпомощи на выплату долгов, запуск инвестпрограммы и покрытие убытков. Еще 12 млрд «АвтоВАЗ» просил как раз на сокращение 26,7 тысяч сотрудников. Ранее заводу уже выделяли 25 млрд рублей.
Шувалов говорит, что у завода «хорошие перспективы»: французский автоконцерн Renault, владеющий блокпакетом «АвтоВАЗа», согласился инвестировать в российское предприятие. «Они подтверждают, что готовы серьезно инвестировать в развитие «АвтоВАЗа» и предоставить для развития «АвтоВАЗа» самые современные серьезные технологии, которые будут оценены прозрачным способом, чтобы не было споров по поводу того, сколько такие технологии стоят. После оценки они будут предоставлены и внесены в капитал «АвтоВАЗа», – цитирует Reuters.
На прошлой неделе российский премьер Владимир Путин категорично предложил Renault как акционеру «АвтоВАЗа» либо участвовать в его финансировании, либо согласиться на размывание его доли в российском автогиганте. Renault согласилась на это предложение, но сообщила, что эти инвестиции необязательно будут денежными.
Ранее сообщалось, что в правительстве обсуждается вариант выкупа Внешэкономбанком облигаций «АвтоВАЗа» на сумму около 40 млрд рублей, а Renault, чтобы не допустить размытия доли, предложено внести в капитал платформу Logan.