Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.
Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.
Экс-министр экономики России, советник председателя правления «Роснано» Яков Уринсон делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает «финансовая стабилизация».
«Правительство Гайдара, которое пришло к власти в 1991-ом году, в конце 1991-го года, в ноябре, получило в наследство от СССР серьезный государственный долг в размере порядка 90 млрд долларов. Естественно, первая задача, которая решалась в то время, это финансовая стабилизация, которая требовала в какие-то разумные сроки погасить этот долг. И второе – это перейти к недефицитному позитивному бюджету, поскольку дефицит бюджета составлял значительные величины, ну уж больше 10% точно. Точная оценка сложна, поскольку до 1991-го года не существовало более-менее объективной оценки валютного курса, курса рубля. И поэтому до сих пор идут споры о величине госдолга и вообще всех обязательств, внутренних и внешних, которые тогда имел бюджет.
Но, так или иначе, очевидно было, что первое существенно значимое было сокращение расходов. Поскольку всегда формирование доходных статей бюджета – это дело достаточно сложное, тем более, что до 1991-го года, как я уже сказал, реально бюджета не существовало. Существовал государственный план, существовал формально бюджет, но его наполнение не было серьезной задачей, поскольку были регулируемые цены, курс рубля был строго формальным, реальной стоимости рубля он не отражал. Поэтому тогда такой проблемы, в общем-то, перед государством не стояло. Вместе эти задачи решались: первая – это наполнение бюджета, доходных статей бюджета; и второе – это, конечно, экономия расходов. Причем экономия расходов, надо было ее осуществлять с сокращения госрасходов по наиболее крупным статьям. А наиболее крупные статьи это оборонные расходы, это все виды социальной помощи населению, социальной поддержки населения. Кроме того, существовала такая отраслевая угольная промышленность, которая вся функционировала за счет государственной дотации, поскольку цены на уголь даже близко не окупали тех затрат, которые были необходимы для его добычи. Вот этими ключевыми направлениями определялась та работа, которая велась по финансовой стабилизации, которая вот велась, начиная с конца 1991-го, затем, в 1992-м году. Ну и также после известных событий попытки переворота октября 1993-го года.
Очевидно, что сокращение оборонных расходов это не только сокращение затрат на производство и обеспечение всего военно-промышленного комплекса, это еще и все армейское довольствие. Поэтому это очень такие социально значимые статьи. Так или иначе, с военно-промышленным комплексом в советской экономике было связана почти более, чем половина всей экономики. Резкое сокращение военного заказа (уже в 1992-м году он сократился более, чем в пять раз) означало высвобождение значительной численности работников. А их высвобождение, очевидно, требовало обеспечить им какую-то социальную поддержку. В условиях дефицитного, как я уже сказал, бюджета, в отсутствии каких-либо возможностей перекредитоваться, это было, конечно, очень сложной задачей. Но, так или иначе, эта задача решалась, и за счет сокращения расходов, в том числе, на довольствие военнослужащих, так и на очень быстрое резкое сокращение военных заказов. Ну а помощь людям, высвобождавшимся в результате сокращения военного заказа на предприятиях ВПК, была очень ограниченной и сосредоточена была в особо сложных городах, где, по существу, кроме военной промышленности ничего и не было. Таких как, скажем, Северодвинск на севере страны, ну, или другие города, «закрытые» города, в которых был сосредоточен военно-промышленный комплекс. Ну, по мере сил и возможностей, конечно, помогали, пытались помогать и другим городам. Но это было очень сложной задачей, так как, как я сказал, был гигантский дефицит бюджета, и надо было его преодолевать, иначе рубль никогда бы не превратился из деревянного в нормальный рубль, которым можно расплачиваться, как внутри страны, так и за рубежом. Резкое сокращение оборонного заказа было очень сложной задачей и с социально-политической, и с экономической точки зрения. Но именно это произошло в 1992-ом году, и затем вплоть до 1995-го года. Дальше это сокращение прекращалось в таких более-менее ограниченных размерах, очень дифференциально и выборочно. Но, так или иначе, начиная с 1995-го и 1996-го года, бюджет уже более-менее балансировался. Хотя в качестве балансирующих выступали такие статьи, какими жертвовать в обычных условиях было бы неправильно. Первый и наиболее такой серьезный шаг сделало правительство Гайдара, ну а затем уже правительство Черномырдина, особенно после 1993-го года, последовательно, усилиями, прежде всего, министерства финансов в содействии с Центральным банком решало эти задачи. Спасибо».