С присоединением Индии проект газопровода из Туркменистана в Индию через Афганистан обрел реальные очертания. Это означает, что планы Туркмении по поиску альтернативы «газпромовской трубе» начинают оправдываться. В перспективе это может означать существенное ослабление влияния Москвы в Средней Азии.
Индия присоединилась к проекту газовой магистрали Туркмения-Афганистан-Пакистан с целью получить дополнительный источник энергоносителей для своей быстрорастущей экономики.
Министр нефтяной промышленности Индии Мурли Деора вместе с министрами Пакистана, Туркмении и Афганистана подписал рамочное соглашение о строительстве газопровода стоимостью $7,6 миллиарда.Строительство планируется начать в 2010 году. Газопровод пропускной способностью 3,2 миллиарда кубических футов в сутки должен начать свою работу в 2015 году.
Афганский синдром
Проект, предусматривающий прокладку трубопроводной линии общей протяженностью 1680 км, реализуется под эгидой Азиатского банка развития (ADB). Впрочем, трансафганский газопровод, очевидно, является рисковым проектом. На территории Афганистана до сих пор не спокойно, а договариваться помимо правительства Карзая придется еще и с региональными "князьями". Отсутствует пока и окончательная оценка проекта – по некоторым оценкам смета еще будет пересмотрена.
Проект газопровода Туркменистан - Афганистан – Пакистан был предложен в 1993 г. аргентинской компанией Bridas, а затем до 1998 годаразрабатывался "тандемом" компаний Unocal (Union Oil of California, США) и Delta Oil (Саудовская Аравия). Маргинализация режима талибов сделала реализацию проекта невозможной – он был заморожен аж до 2002 ггода.
После свержения режима талибов президент Туркмении Сапармурад Ниязов стал предпринимать попытки реанимации проекта газопровода. Впрочем, реальное продвижение по проекту газопровода стало возможно лишь летом прошлого года, уже после смерти Туркменбаши. По оценке некоторых экспертов, проекту оказывал противодействие и российский «Газпром», интересы покойный Ниязов вынужден был учитывать.
На поставки газа в Индию рассчитывала и российская компания (правда, также на уровне разговоров "о будущем"), развивая идею трансконтинентального газопровода Россия — Иран — Пакистан — Индия. Однако эти планы не нашли одобрения у США (американцы даже намекали на введение санкций против Индии, если та будет потреблять иранский газ), а Индия не смогла даже предварительно договориться о стоимости транзита с Пакинстаном. В результате Индией и был выбран альтернативный проект: Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия. Да и альтернативные каналы экспорта снижают зависимость туркменского режима от Москвы и "Газпрома".
Туркменский гамбит
Сейчас в год Туркмения поставляет "Газпрому" 50 млрд куб м газа, а в ближайшее время этот объем будет увеличен до 70-80 млрд куб м. Кроме того Туркмения поставляет газ по газопроводу в Иран, по которому вместо планировавшихся 5 млрд куб м газа поставляется 8 млрд куб м. Но планы по новым маршрутам экспорта обширны и должны всерьез волновать Россию.
С момента смерти Туркменбаши Туркменистан демонстрирует стремление диверсифицировать направления газового экспорта. Новый туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов продемонстрировал жесткую хватку, оттерев от власти большую часть потенциально опасных претендентов на управление Туркменией (прежде всего, главу охраны президента Реджепова), и начал раздавать недвусмысленные обещания по поводу диверсификации поставок туркменского газа. Так, в стадию реализации перешло строительств газопровода в Китай. В феврале 2008 года Китай приступил к строительству газопровода для поставки газа из Туркмении. Предполагаемый объем инвестиций оценивается в $20 млрд. Протяженность магистрального трубопровода составит 4,8 тыс. км, с учетом всех отводных линий - более 9 тыс. км. Газопровод будет способен прокачивать 30 млрд куб. м газа в год. Западная часть газопровода будет проторена в 2009 году и восточная часть - к концу июня 2011 года.
Не исключен и вариант с подключением Туркмении к проекту транскаспийского газопровода. В 2007 году президент Туркменистана встречался с французскими промышленниками из компаний «Буиг» и «Тоталь» - речь шла о геологоразведке и разработке месторождений. Кроме того, туркменский газ, по всей видимости, вскоре может поступить в газопровод Баку-Эрзерум и далее на рынки Южной Европы. А две недели назад стало известно, что президент Туркмении гарантировал Евросоюзу 10 млрд кубометров газа ежегодно. Вопрос в том, как будет выстраивать "Газпром" отношения с Туркменией и хватит ли газа у Туркмении для реализации всех разнонаправленных проектов.
Российские аналитики продолжают сомневаться, хватит ли газа у Туркмении, чтобы наполнить все эти трубы? Мнения полярны – одни полагают, что точно не хватит, и подозревают туркменские власти в газовом шантаже российского «Газпрома» (он выкупает большую часть туркменского газа), другие, напротив, считают, что газа более чем достаточно. Так или иначе – переговоры у «Газпрома» получились очень непростыми. Чтобы «пробить» у среднеазиатских режимов Прикаскпийский газопровод (Казахстан и Туркмения подписали соглашение не, как планировалось, - 1 сентября, а в середине декабря), «Газпром» был практически вынужден повысить закупочную цену на туркменский и казахский газ до 130 долларов за тысячу кубометров.
Туркмения регулярно отчитывается об увеличении разведанных запасов газа и обещает увеличить добычу. «Газа хватит всем нашим партнерам», - заявляют турменские чиновники. Остается надеяться, что за этими планами есть конкретика и российское направление экспорта не пострадает. Туркменским же властям диверсификация экспорта в любом случае даст преимущества – будут подкреплены заявления о переходе на европейские цены, уменьшится возможность шантажа трубой со стороны Москвы и «Газпрома». В этом смысле – трансафганский газопровод может значительной вехой в экономической и политической истории Средней Азии. Отсюда недалеко до смена ориентиров - на ЕС или иную региональную державу. Например - Китай.