Судьбу Махачкалинского порта в последние несколько недель обсуждают практически все федеральные и региональные СМИ. До вчерашнего дня самой большой интригой была возможная продажа порта олигарху Тельману Исмаилову и турецкому портовому оператору Yilport Holding. Но вчера в «махачкалинской опере» появился новый поворот сюжета – приватизации может и вовсе не быть, если порт признают банкротом. Дагестанский арбитраж принял иск аффилированной с группой Сулеймана Керимова «Нафта-Москва» кипрской компании Аролия Холдингс ЛТД. о взыскании с порта почти 700 млн рублей. Эксперты говорят, что таким образом в духе лихих 90-х Керимов пытается снизить цену предприятия – ровно по такой же схеме, как было с печально известными «Авиалиниями Дагестана» - и, по сути, забрать его за долги.
Приватизация с ускорением
Как известно, план приватизации государственной собственности на 2014 - 2016 годы предусматривал, что «ММТП» будет передан в собственность республики Дагестан и приватизирован до конца года. В недавнем интервью РБК Рамазан Абдулатипов признался, что выступает за скорейшую приватизацию порта и сам лично занимается поиском потенциальных покупателей. Если раньше эксперты недоумевали – с чего бы вдруг главе республики лично вести переговоры по поводу продажи федеральной собственности, то теперь стало понятно почему.
Выяснилось, что приватизации с привлечением инвестора может просто не быть: порту может грозить банкротство. А банкротить его собирается кипрская компания Аролия Холдингс ЛТД., аффилированная со структурой Сулеймана Керимова «Нафта-Москва». Компания уже подала в Арбитражный суд Республики Дагестан иск о взыскании с «ММТП» 678 млн рублей.
Основания для подачи иска были созданы просто: «Аролия Холдингс» в 2013 году выкупила у Северо-Кавказского банка (филиал «Сбербанка России») долг порта, который образовался в результате неисполнения обязательства по кредитному договору. Интересно, что главой Северо-Кавказского отделения “Сбербанка” тогда был племянник сенатора от Дагестана Ильяса Умаханова – Султан Умаханов. Его считают близким к еще одному влиятельному политику - Сулейману Керимову и команде управленцев Махачкалинского порта. Именно за время работы этой команды – с 2010 по 2015 годы – из-за постоянных хищений нефти в порту нефтяники сократили объемы отправляемого через Махачкалу сырья и объем перевалки в порту упал. Компания “Транснефть” месяц назад заявила, что “криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству”. Рамазан Абдулатипов в интервью РБК раскритиковал работу менеджмента порта. “Там будут проблемы до тех пор, пока люди не начнут заниматься делом. Вместо 12–14 млн оборота, на который способен порт, речь идет о 2–3 млн”, - заявил глава республики. Очевидно, что такая же точка зрения была у федеральных властей – в мае этого года Минтранс РФ уволил гендиректора порта.
«Схема банкротства «ММТП» стара как мир: вот я – собственник предприятия, которое может по каким-то причинам уплыть у меня из рук. Я беру кредит под залог имущества, не выплачиваю его, мой же кипрский оффшор покупает у банка мой долг, часто по заниженной цене и требует залоговое имущество, часто по завышенной цене. Я забираю имущество, предприятие признают банкротом, и я покупаю актив по бросовой цене», – так описывает ситуацию с долгом ММТП эксперт Института экономической политики им Гайдара Сергей Жаворонков.
Сейчас кипрская компания требует взыскать долг с «ММТП», то есть, по сути, банкротит актив, тем самым сбивая его цену. И, если суд признает «ММТП» банкротом и удовлетворит иск, компанию, по сути, придется отдать Аролии Холдингс (читать – Керимову) за долги.
Все новое – хорошо забытое старое
По мнению экспертов, все происходящее сегодня вокруг «ММТП» в высшей степени напоминает модель популярных в 1990-е годы в рейдерских захватов предприятий.
Схемы «лихих 90-х» действительно применяются до сих пор, причем тут отчетливо видны черты «хорошо забытого старого», заявлял в СМИ член комитета по безопасности предпринимательской деятельности российской Торгово-промышленной палаты (ТПП) профессор Александр Богатиков. Как пояснил эксперт, довольно часто рейдеры используют искусственно созданный перекос в финансовой деятельности компании.
Говоря о том, какие методы сейчас чаще всего используются в рейдерских захватах, он отметил, что преобладают именно долговые или коррупционные модели. «В классических долговых рейдерских схемах, в свою очередь, можно выделить три разновидности поглощения бизнеса: с использованием кредиторской задолженности, бюджетной задолженности и с использованием залога. По отдельности они применяются редко, чаще можно встретить их комбинации», – отметил Богатиков.
Именно это происходит сейчас с Махачкалинским морским торговым портом.
Попытка номер два
Отметим, что по описанному в теории рейдерских захватов принципу Сулейман Керимов уже обанкротил ОАО «Авиалинии Дагестана»: та же Аролия Холдингс ЛТД. скупила у кредиторов «Авиалиний» долги предприятия и, получив таким образом перевес в голосах на собрании кредиторов, ввела в компании процедуру наблюдения.
Коллектив «Авиалиний» в 2014 году тщетно взывал к дагестанским властям и лично Рамазану Абдулатипову, указывая в открытом письме на имя главы республики, что предприятие, являющееся в стратегическом плане наиболее важным объектом республиканской собственности, намеренно банкротят. Реакции на это не последовало, а самому Керимову, по-видимому, и сами письма, и их суть были глубоко безразличны.
«Методы работы Керимова всем хорошо известны. Скорее всего, Абдулатипов начал переговоры с турецкими инвесторами и Исмаиловым просто от безысходности. Наверняка глава республики вел переговоры с Керимовым, просил не банкротить порт. Но, видимо, Керимов не прислушался к Абдулатипову и тот был вынужден в срочном порядке искать другого инвестора, ведь альтернативный исход был очевиден: порт был бы продан за долги фактическому собственнику по минимальной цене, бюджет республики лишился бы дохода, люди – работы, а предприятие - перспектив», - резюмирует Сергей Жаворонков.