Брату Елены Батуриной Виктору вынесен приговор: 3 года за мошенничество. Кто стоит за делом Батурина — совершенно неясно. Зато очевидно, что в Москве намечается отход от лужковской системы работы бизнеса с властью. Впрочем, до успешной перестройки этих отношений Собянину еще очень много работать.
К трем годам лишения свободы условно и штрафу в 300 тысяч рублей приговорил Пресненский суд Москвы бизнесмена Виктора Батурина, брата супруги бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Елены Батуриной. Со слов судьи, «исправление Батурина», обвиненного в мошенничестве в особо крупном размере при продаже помещения в центре столицы, «возможно без изоляции от общества»
По версии следствия, при наличии уже действовавшего договора на продажу помещения на 2-й Тверской-Ямской улице директору по инвестициям «Газстройкомплекта» Дмитрию Журавлеву Батурин в июне 2008-го продал эту же недвижимость за 23,8 миллиона рублей своему знакомому. На суде Журавлев говорил, что Батурин вернул ему полученные ранее за помещение в центре Москвы 1,5 миллиона долларов. Батурин же в принципе отрицал свою вину. Однако суд его аргументации не внял.
Виктор Батурин в Пресненском суде Москвы во время оглашения приговора. Фото: Андрей Стенин/РИА Новости
Ситуация получается следующая: бизнесмен Батурин что-то продал двум людям сразу, но одному вернул полученные деньги. Чем и объясняется мягкий приговор. Сам Батурин ранее связывал дело против него с тем, что он состоит в родстве с супругой бывшего мэра, хотя известно, что между ними уже несколько лет довольно напряженные отношения. Батурин неоднократно судился со своей сестрой, в том числе по поводу выхода из бизнеса «Интеко».
Во время травли Юрия Лужкова на телевидении Батурин был сильно востребован в качестве комментатора характера и стиля в бизнесе своей сестры. Так что казалось, что никаких вопросов к нему возникнуть не должно. Однако в конце ноября против бизнесмена завели уголовное дело по факту мошенничества. По нему Батурину грозило до 10 лет. Следствие вело Главное следственное управление при ГУВД столицы, куда материалы поступили из районного УВД.
Совершенно непонятно, с какой именно целью было заведено дело и по чьей наводке. Возможно, это были отголоски длительного конфликта с Еленой Батуриной. Или же силовики, как и утверждает Батурин, заводили дела «на всякий случай», против всех связанных с семьей Лужкова. Преследование может быть и результатом иных, не связанных с политикой разборок.
Ситуация с недвижимостью на Тверской-Ямской и загадочными обстоятельствами ее продажи показывает всю суть ведения бизнеса в Москве времен Юрия Лужкова (большинство правил работают и до сих пор). Московский бизнес крайне непрозрачен для постороннего взгляда, в публичной сфере его видные представители появляются более по случаю крупного конфликта. В иное время понять для обывателя, каковы правила игры, - довольно сложно, чтобы не сказать невозможно.
Вход на этот рынок без уплаты формальной или неформальной ренты представителям власти или аффилированным с властью структурам, кажется, был практически невозможен. Зато имело место всяческое мошенничество и «кидалово». При карманных судах, добиться справедливости при Лужкове было непросто.
По крайней мере, новые московские власти выражают намерение приватизировать большую часть городского имущества, навести порядок в сфере горзаказа. Собянин как-то еще и призвал бизнесменов сообщать об административных барьерах и произволе чиновников.
Пока, правда, ничего кардинального для изменения системы не сделано. Изменение отношений московского бизнеса и власти, появление качественно нового конкурентного поля и основы для работы предпринимателей будет самым серьезным успехом или провалом нового московского мэра. Такая задача, пожалуй, посложнее борьбы с пробками или строительства жилья опережающими темпами.