Бензиновый кризис шагает по стране. Правительство с целью наполнить баки автолюбителей и не допустить резкого роста вводит запрет на экспорт бензина. Нетфяники просят отменить новые акцизы. Эксперты уверяют, что деятельность правительства ничего не даст и бензин будет дорожать.
Рост цен на бензин из-за дефицита не превысит 5 процентов. С этой целью Минэнерго планирует В мае компании откажутся от экспорта для того, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка, сообщил журналистам временно исполняющий обязанности министра энергетики РФ Сергей Кудряшов по итогам селекторного совещания с регионами и нефтяными компаниями по ситуации на рынке нефтепродуктов.
«В мае на экспорт компании не пойдут, все объемы будут поставлены на внутренний рынок», - сказал Кудряшов. По данным Минэнерго, в 2010 году компании экспортировали 3 млн тонн бензинов. В министерстве подчеркивают, что запрет на экспорт коснется только бензина, а не других нефтепродуктов.
Нефтяники отчасти уступили требованиям правительства и проявляют готовность бороться с бензиновым кризисом. Представитель «Роснефти» заявил на своещании, что компания увеличит объемы поставок бензина и дизтоплива в проблемные регионы, а в случае нехватки собственных объемов закупит их на внутреннем рынке.
В интервью Russia Today президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперво заявил, что «цена может расти, но незначительно. 5-7% могло бы быть сдерживающим фактором, если, конечно, правительство сняло бы акциз, который был введен с 1 января», - сказал он.
Продавцы пользуются ситуацией с дефицитом бензина. Цены растут даже в тех регионах, где дефицита вовсе нет. По данным управления ФАС по Туве, с бензином в республике все в порядке, а вот за последние несколько дней выросли на 15-18 процентов.
В правительстве, впрочем, утверждают, что акцизы не при чем. Министр финансов Алексей Кудрин полагает, причиной дефицита бензина «администрирование и регулирование производителями своей деятельности». «Основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами», считает Кудрин.
Дефицит бензина и, как следствие, рост цен на него фиксируется в десятке регионах страны (см. карту). Проблемы появляются и в новых регионах: известно о дефиците бензина в Бурятии, продавцы распродают остатки бензина. Многие сибирские регионы могут повторить судьбу Алтайского края и Сахалина. В Красноярском крае заканчивается солярка, а бензина хватит на неделю. Из-за ажиотажного спроса в Воронежской области 95-й и 98-й бензин могут закончиться уже сегодня. В Липецкой области в наличии всего 4-дневные запасы бензина. В Белгородской области на заправках огромные очереди.
По словам экспертов, эти запрет на экспорт бензина мало что даст. Если будет введен месячный запрет на экспорт только бензина, компании смогут увеличить экспорт сырой нефти. Доля бензина в экспорте нефтепродуктов вообще невелика. «Россия экспортирует около 130 млн т нефтепродуктов в год, при этом 85% – это дизельное топливо и мазут. Экспорт бензинов составляет около 3 млн т в год, что чуть более 8% от производства бензинов в РФ», - считает аналитик БКС Андрей Полищук.
Власти спешно предпринимают и репрессивные меры. Прокуратура и ФАС мониторят ситуацию и проводят проверки. Прокуратура Алтайского края уже направила в суд 27 исков к топливным компаниям, владеющим АЗС. Проверки проводятся и в остальной России. «Сами штрафы не должны оказать существенного влияния на котировки акций компаний, - считает Андрей Полищук. - Давление правительства, скорее, негативно сказывается на выручке и рентабельности продаж на внутреннем рынке из-за сдерживания цен на нефтепродукты», - полагает эксперт.
Эксперты полагают, что для увеличения производства бензина, скорее, надо было запретить экспорт сырой нефти. Однако государство не рискует наступать на нефтяников столь радикально.
Получается, что правительство, увеличив акцизы, спровоцировало дефицит. Затем, сдерживая цены, уже добилось или добьется их фактического увеличения. Ситуация с дефицитом топлива является тем случаем, когда беда предпочтительнее дурных мер по борьбе с нею.