Собянин собирается унифицировать торговые палатки, существенно сократив их количество. РЖД и вовсе ликвидирует их вблизи вокзалов. Риски такого решения в понижении доступности простых товаров, что, пожалуй, лишь ухудшает качество и без того неидеальной столичной торговой инфраструктуры.
В Москве появятся палатки нового типа. Первая торговая палатка нового образца появилась возле дома 8 на Тверской улице Москвы поздно вечером 22 июня. По планам столичного начальства 10 тысяч палаток к концу сентября будут заменены на новые модули. По планам мэрии, четыре тысячи палаток обречены на уничтожение.
Таким образом, москвичам был явлен один из трех новых видов палаток, которые разработали в Москомархитектуре по распоряжению Сергея Собянина. На «Тверской» поставлена «Классика», помимо нее граду будут явлены еще «Модерн» и «Свободный стиль».
Сергей Собянин ведет войну с палатками с переезда на Тверскую улицу. В ходе одного из первых объездов города мэр заглянул в район станции «Белорусская», где ужаснулся тому, что множество палаток стоят «беспорядочно и незаконно», а электричество к ним подведено неправильно. Несколько десятков вызвавших начальственный гнев палаток были снесены сразу после этого, а в остальном городе произошла воистину антипалаточная истерия. Сносили и законные палатки и уже исторически укоренившиеся. Досталось даже палаткам с прессой.
Позже оказалось, что никакого письменного распоряжения по сносу не было. Было лишь стремление начальников уровня префектур и управ угодить новому грозному мэру и сохранить посты в неспокойное в аппаратном плане время. Ларьки, впрочем, на место так и не вернули. Теперь идея сноса палаток, вроде бы уже «выгнанная в дверь», возвращается через «окно». Смена павильонов позволяет провести ревизию на предмет законности расположения тех или иных объектов и закрыть те, что работают не на вполне законных основаниях.
Говорят, что в ходе аналогичной кампании в Перми наибольшее привилегии имели палатки, принадлежащие фирме кого-то из местных руководителей. Местные жители байку активно пересказывали. Впрочем, этого можно избежать довольно легко.
Что дает московская кампания по облагораживанию палаток? В мэрии полагают, что новая схема размещения поможет решить проблему дефицита магазинов шаговой доступности. Однако есть ощущение, что сокращение числа палаток сразу на треть — просто второй этап собянинской войны с палатками. Если же считать еще и лужковские кампании — то им и вовсе потеряется счет. Палатки ранее всегда вырастали вновь на новом месте. Потому что
Магазинов с простыми продуктами и бытовыми принадлежностями в некоторых районах катастрофически не хватает. Зато кое-где в избытке всяких цветочных палаток или магазинчиков «Интим». Как у Ильфа и Петрова: «в уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Объектов торговли не хватает, прежде всего, не качественно, а количественно. С новой инициативой число палаток может существенно сократиться не только в силу новой схемы, но и потому, что мелкие частные торговцы будут не в силах купить новый павильон и будут вынуждены выйти из бизнеса.
Различные инициативы федеральных грозят и вовсе истребить палаточный бизнес как класс. Такой мерой, например, является предложение по запрету торговли в палатках пивом. Лишенные всякого алкоголя палаточники не смогут прожить на одних изделиях из теста и соках.
«Дирекция железнодорожных вокзалов приступила к активной фазе реализации мероприятий по благоустройству привокзальных площадей Москвы», - гласит сухой, бюрократически выверенный пресс-релиз компании. Первый этап «благоустройства» заключается в сносе торговых палаток, который уже начался на площадях Ярославского и Ленинградского вокзалов и на выходе из станции метро «Комсомольская».
В течение 2-3 недель вся территория будет очищена от ларьков. Затем очередь Киевского вокзала и так далее. Зачистка стала возможной после передачи привокзальных земель в аренду РЖД. Соглашение об этом было подписано мэрией и компанией в конце мая.
Вполне вероятно, что московские власти и железнодорожники правы и палатки и впрямь неблаговидны, а торговля ведется не вполне законно. Но в период между их сносом и возникновением новых точек — если таковые появятся — возникнет дефицит объектов торговой инфраструктуры.
Попытки радикального исправления социальной жизни города приводят к нарушению самой ткани городской жизни (см. также Хождение по МКАДу). К этому нужно подходить максимально деликатно: заложить достаточный переходный период, предложить потребителю альтернативу и так далее. Нарушение городской экосистемы при таком раскладе может иметь далеко не радужные последствия.