будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Бесполезный орган необходимой борьбы

Бесполезный орган необходимой борьбы
98_04

В январе-феврале все федеральные министерства и ведомства отчитываются о работе, проделанной ими за ушедший год. Федеральная антимонопольная служба тоже отчиталась – о мерах административного воздействия в ответ на нарушения антимонопольного законодательства со стороны юридических лиц и органов государственного управления, о сумме наложенных штрафов и о количестве дел, принятых к производству судами. В общем, обычный министерский отчет, каких ежегодно плодятся десятки, при прочтении которого создается впечатление, что этот орган добросовестно работает и борется – по мере сил и средств, с монополизмом и недобросовестной конкуренцией. Но это только впечатление, которое, увы, никак не подтверждается хозяйственной практикой.

Основной идеей, для реализации которой создавались антимонопольные ведомства в промышленно развитых странах, была борьба с доминирующим положением на рынке тех или иных товаров и услуг крупных корпораций. Как показывал опыт, после того, как крупные корпорации подминали под себя рынок, их развитие прекращалось и, наоборот, начинался регресс. Производительность труда падала, качество изделий ухудшалось, условия поставки и платежа становились обременительными для потребителей и, в довершении всех бед, цены на товары и услуги устанавливались на непропорционально высоком уровне по сравнению и с себестоимостью, и с покупательной способностью потребителей. Несмотря на очевидные недостатки, корпорации-монополисты изо всех сил защищали сложившееся положение дел, так как участие в каждодневной конкурентной борьбе было слишком изматывающим мероприятием, чтобы добровольно на него соглашаться. Но не желая соглашаться добровольно, они были вынуждены примириться (или сделать вид, что примиряются) с активным государственным вмешательством в регулирование теперь уже не свободного, а монополистического рынка. Форм этого регулирования было очень много, но в антимонопольной части мировая практика выработала несколько основных способов, которые показали свою эффективность.

Во-первых, это искусственное разделение монополистов на несколько компаний, запрещение слияния компаний, если в результате возникнет монополистическое объединение, создание новых производств по выпуску продукции и услуг, аналогичных монополистическим, и, упоминавшееся наложение штрафов в случае завышения цен, неправомерного отказе в заключении контрактов или сознательного ухудшения условий контрактов для контрагентов.

Благодаря применению этих мер, регуляторам удалось добиться усиления конкуренции и, соответственно, повышения эффективности производства в западных экономиках. Было оно взято на вооружение и российскими реформаторами еще в 1992 году, так как чего-чего, а монополий в российской (бывшей советской) экономике было хоть отбавляй.

Поначалу, на реформаторском задоре, кое-что действительно было сделано. Бывшие советские министерства, главные управления, производственные объединения и просто комбинаты были разложены до уровня первичных производственных единиц, на котором, как представлялось, и начнется настоящая конкурентная борьба и рыночная экономика. Но, к сожалению, ничего из этого не получилось.

Как только процесс разложения закончился, тут же начался обратный процесс – создания крупных производственных объединений, правда, по несколько иному принципу, чем в советские времена. Если советские министерства объединяли предприятия по принципу однородности выпускаемой продукции (горизонтальная интеграция), то частные российские компании, создаваясь на базе тех же предприятий, объединяли их по принципу однородности (точнее - наследуемости) перерабатываемого сырья (вертикальная интеграция). В результате во всех более или менее “работающих” отраслях было создано несколько компаний, которые объединяли весь производственно-коммерческий цикл: добычу сырья, его переработку и сбыт. Их расчетно-кассовое и кредитное обслуживание велось, разумеется, в “своем” банке, поэтому в законченном виде подобная структура стала называться финансово-промышленной группой (ФПГ).

Со временем эти группы сливались, объединялись и поглощались, в результате чего их количество существенно уменьшилось. А это привело к созданию монополистической ситуации на внутреннем рынке. То есть, ликвидировав монополизм советского типа, реформаторы создали предпосылки для появления монополизма российского типа, который, хотя и “лучше” советского, все равно нежелателен для устойчивого экономического развития.

С ростом монополизма увеличивалось поле деятельности для антимонопольных органов, которое они почему-то не спешили осваивать. И если процесс искусственного разделения монополистических объединений был проведен еще в 1992 году волевым решением новой власти, то процессу создания новых конгломератов она помешать не смогла. Или не захотела. Антимонопольные ведомства без больших проблем выдавали разрешения на слияния и поглощения, в результате которых число участников рынка стремительно уменьшалось, а в некоторых случаях (например, в алюминиевой отрасли) вообще сократилось до двух. Хотя по всем правилам этих участников должно быть не меньше трех, так как предельная доля рынка, которую мог занять один производитель, ограничивалась 30%. То есть основную свою задачу – препятствовать созданию монополистических объединений – антимонопольная служба не выполняла и, судя по всему, и не собирается выполнять.

Другая задача – поддержка малого предпринимательства – также была успешно провалена. Хотя малое предпринимательство у нас вроде бы есть, и есть даже добровольные объединения, защищающее его интересы, но в российской экономике пока нет примеров успешного превращения малой компании в среднюю, а средней – в большую. То есть малое предпринимательство, которое, по идее, должно выполнять роль “питательного бульона”, где зарождаются споры новых производств, так и плавает в этом бульоне, не производя на свет ничего путного. И в часть вины за это лежит на антимонопольном ведомстве, которое могло бы поддержать малое предпринимательство самым существенным, что нужно для его развития, – деньгами. Но поскольку денег государственный бюджет на развитие малого бизнеса выделял всегда очень мало, кредитов банки ему не дают, а собственных ресурсов у него мало (увы, не каламбур), развитие этого сектора идет черепашьим темпом и на общую экономическую ситуация в стране практически не влияет.

Поэтому единственное, в чем преуспели наши регулирующие органы, так это в борьбе с ограничениями на торговлю, которые вводили местные администрации, чтобы защитить “своих” (то есть дислоцированных на данной территории) производителей от конкуренции товаров, производимых на “чужой” территории. Политика ограничений приводило, с одной стороны, к росту производства и улучшению финансового состояния местных компаний, а с другой, – к росту цен и ухудшению финансового положения местных потребителей. Хотя и в этом случае успехи регулятора кажутся очень относительными. Штрафовали таких администраторов беспощадно, но толку от этого было немного, так как размер штрафов, как обычно, был меньше выгоды нарушителей антимонопольного законодательства. И лучшим способом избежать организованных действий “по защите местного рынка” были негласные (или, наоборот, законодательно оформленные) соглашения о распределении прибыли между территорией производства и территорией продажи того или иного товара.

Наглядным примером такого соглашения является система распределения акциза на водку и ликероводочные изделия, принятая три года тому назад. По этой системе, акциз разделялся между федеральным бюджетом, поступая в него там, где находился завод-производитель водки, и бюджетом той территории, где эта водка продавалась. В результате территория реализации ничего не теряла от того, что кроме местной высокоградусной продукции, на ней продавалась аналогичная продукция “чужого” производителя, так как почти все сверхдоходы от ее продажи, которые изымаются акцизом, шли в доход местного бюджета. Региональным администраторам становилось безразличным место происхождения этой продукции, соответственно, интереса воевать с поставщиками из других областей у них больше не было. И нарушать антимонопольное законодательство – тоже.

Таким образом, существование антимонопольной службы в нынешнем виде объясняется, скорее каким-то недоразумением, чем хорошо продуманным решением. Вот, в 1992 году хотели сделать все как на Западе, и сделали. Экономики западного типа, правда, от этого не получилась, зато есть несколько ведомств, своим существованием создающих иллюзию похожести. Но лучше начать избавляться от иллюзий и заодно от декораций, эти иллюзии иллюстрирующих. Или, если уж очень хочется, снабдить антимонопольный орган соответствующим бюджетом, чтобы он мог развернуться по-настоящему, а не навешивать жалкие штрафы на мелких локальных монополистов.

См. также:

Пересортица невозможна

Программы наших бездействий

Техническое правительство без технического задания

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).