Постепенно проясняется список активов на которые претендует госкорпорация «друга президента» Сергея Чемезова «Ростехнологии». Там есть все – от титана и меди до строительства электростанций и спецсвязи. Расширительное толкование технологий позволяет включить туда любое производство, где используется «колесо и рычаг». Столкнутся интересы Сергея Чемезова и с Минобороны, и с налоговиками, и с Минэкономразвития, и с госкорпорацией «Росатом», и с частным бизнесом.
В конце декабря глава госкорпорации Сергей Чемезов внес в правительство проект указа президента о формировании имущественного взноса РФ при создании «Ростехнологий». Документ содержит перечень активов, передающихся государством в собственность этой госкорпорации. «Коммерсант» в очередной раз рассказал о том, какие еще активы планируется включить в перечень. ОАО «Российско-монгольская компания с ограниченной ответственностью «Предприятие Эрдэнэт». СП «Эрдэнэт» основано в 1972 году и расположено в Монголии. Его сырьевой базой является Эрдэнэтская рудоносная зона. Властям Монголии в СП принадлежит 51%, госдоля РФ – 49%. До сих пор основными претендентами на российскую долю в СП считались частные компании, занимающиеся медью – УГМК, РМК и «Норильский никель».
Зачем «Ростехнологиям» медный бизнес, не совсем ясно. Согласно закону о ГК «Ростехнологии», ГК «будет оказывать содействие разработке высокотехнологичной промышленной продукции, ее производству и экспорту». Госкорпорация поддержит «российские высокотехнологичные товары и разработчиков на внешнем рынке при помощи создания системы продаж такой продукции». Пакет в российско-монгольском СП не отвечает, как кажется, целям. Впрочем, российских производителей титана компания Сергея Чемезова приобрела еще в 2006, и останавливаться на достигнутом не спешит.
Что относится к «такой продукции», которую надо продвигать за рубежом и производить внутри страны? Судя по казусу «Эрдэнэта» – все, что угодно. Собственно, еще недавно «Рособоронэкспорт», на базе которого создаются «Ростехнологии», занимался исключительно продажей оружия зарубеж. Торговля в последние годы шла неплохо – в 2007 году Россия (читай – «Рособоронэкспорт», ведь за ним был с конца 2006 года закреплен весь экспорт оружия) наторговала на $7 млрд. Однако начиная с 2005 года сфера интересов начала стремительно шириться, сперва контроль структурами РОЭ был получен над «АвтоВАЗом», затем – над крупнейшим в мире производителем титана «ВСМПО-Ависмой».
Среди прочих активов «Ростехнологии» могут получить и ФГУП НТЦ «Атлас» (занимается спецсвязью, защитой информации, системами компьютерного учета и контроля подакцизных товаров). НТЦ «Атлас» известен широкой публике как создатель ЕГАИС (с ее помощью алкогольная отрасль учитывает произведенную продукцию с 1 июля 2006 года). На разработку ЕГАИС было потрачено 2 года, а вот работала она плохо (поразным оценкам алкогольный рынок после ее введения потерял до полумиллирада долларов). «Сергей Чемезов -- прекрасная «крыша» для «Атласа». Если, конечно, он захочет воевать из-за одного предприятия с налоговиками, которым покровительствует министр обороны Анатолий Сердюков, – заявлял «Коммерсанту» анонимный источник в аппарате правительства.- Ведь «Ростехнологии» претендуют не на один десяток предприятий, входящих в сферу интересов Минобороны». По его словам, сейчас обсуждается несколько вариантов будущего «Атласа».
Компания «Технопромэкспорт» (строит электростанции за границей) также попала в поле зрения «Ростехнологий». Правда, компания может войти и в совсем другую госкорпорацию – «Росатом». Основная сфера деятельности Технопромэкспорта – реализация энергетических проектов. Компания оказывает весь спектр услуг от проектных и изыскательских работ до управления этими объектами. Технопромэкспорт строит: тепловые электростанции (парогазовые, газотурбинные, геотермальные, дизельные), гидроэлектростанции, линии электропередачи и подстанции, а также экспортирует электроэнергию. Тоже «Ростехнологии»? В определенном смысле – да.
Вот и автопром, получается, попадает в ведение «Ростехнологий». «АвтоВАЗ» уже контролируется «Ростехнологиями». ГАЗ и «Севесталь-авто», правда, частные. Зато имеется госпакет КамАЗа. И вот опять-таки «Коммерсант» сообщил, что в течение одного-двух месяцев может быть принято решение о внесении в уставный капитал «Ростехнологий» госпакета акций завода (34%). Против этого, вроде бы выступает глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, которая «в принципе против участия государства или его структур в коммерческой организации».
Если бы «Ростехнологии» претендовали на принадлежащие частникам активы, можно было бы сказать, что это очередной этап борьбы за собственность или, скажем, очередной этап «бархатной реприватизации». О таком отъеме активов у нелояльных предпринимателей на социальные нужны, в том числе в пользу «Рособоронэкспорта», рассказывал странный предприниматель по фамилии Шварцман в конце прошлого года. Называющий себя управленцем активами силовиков на миллиарды долларов Шварцман (есть вполне обоснованные сомнения, что он говорит правду) затруднился ответить, какой из частных бизнесов сейчас под угрозой. Зато очевидно, что любой из госактивов не может быть застрахован от включения в перечень интересов госкорпорации Сергея Чемезова.
Дальнейшее развитие экспансии «Ростехнологий» пока не вполне ясно, понятно лишь, что стоимость уже имеющихся активов измеряется десятками миллиардов долларов. Хотяне исключено и дальнейшее расширение полномочий. ГК «Ростехнологии» вполне может закрепить за собой экспорт всего, что хотя бы отдаленно напоминает «высокотехнологичные товары». А в дальнейшем (такие предложения вносились, кажется, помощником президента Виктором Ивановым) еще и импорт.
«Это либо какие-то подсознательные страхи на тему «титан – металл стратегический, а все стратегическое надо контролировать», либо частные аппетиты «Рособоронэкспорта», либо нормальное желание большой госкомпании стать еще крупнее, которое в рыночной экономике, конечно, поощряться не может», – так описывал год назад в интервью «Полит.ру» «бархатную реприватизацию» «ВСМПО-Ависмы» главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Яков Шаевич Паппэ. Продолжать ряд можно сколь угодно долго. Стратегической является и спецсвязь, и медь, и автопром, и танкостроение. Наукоемкими отраслями – еще более широкий список. И это, по всей видимости, «нормальное желание» стать еще крупнее.